Ви є тут

Цинский стиль в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795): традиция и новации

Автор: 
Неглинская Марина Александровна
Тип роботи: 
традиция и новации
Рік: 
1662
Кількість сторінок: 
343
Артикул:
172221
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................3
Цель и задачи исследования..................................3
Источники и историография...................................9
Художественный металл и эмали в исторической и культурной ситуации периода трех великих правлений (1662-1795) .......16
ЧАСТЬ 1. Художественный металл в цинском государственном ритуале и «ритуальные» формы в прикладном металле и эмалях
периода трех великих правлений (1662-1795).................24
ГЛАВА 1. Формы древней бронзы в цинском государственном ритуале
и перегородчатых эмалях (1662-1795)........................25
ГЛАВА 2. Образы ритуальных животных в жертвенной утвари храма
императорских предков Таймяо.............................. 48
ГЛАВА 3. Астрономические и геодезические инструменты западного
образца в цинском государственном ритуале................. 59
ГЛАВА 4. Личные украшения в цинском ритуальном костюме....77 ГЛАВА 5. Сино-тибетский стиль в цинском металле и эмалях (1662-1795)................................................88
ЧАСТЬ //. Адаптация европейских влияний в художественном металле и эмалях периода трех великих правлений (1662-1795)....106 ГЛАВА 1. Китай в Европе: дальневосточные источники европейского
шинуазри XVII - XVIII веков............................... 108
ГЛАВА 2. Европа в Китае: источники западных влияний в цинской
культуре периода трех правлений (1662-1795)............... 135
ГЛАВА 3. «Европейщина» в кантонских расписных эмалях XVIII века
для внутреннего и внешнего рынка........................... 152
ГЛАВА 4. Новации цинского стиля в эмалях пекинских мастерских и
изделиях «гуанфалан»........................................180
ГЛАВА 5. Механические часы как пример художественных и культурных
новаций периода трех правлений (1662-1795)..................203
ГЛАВА 6. Китайские ювелирные украшения цинского времени в контексте шинуазри .......................................223
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................241
ПРИМЕЧАНИЯ..................................................252
БИБЛИОГРАФИЯ..............................................301
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................315
3
ВВЕДЕНИЕ
Цель и задачи исследования. Целью диссертации является характеристика стиля в китайском художественном металле и эмалях периода трех великих правлений маньчжурской династии Цин (1644-1911) - Канси (1662-1722), Юнчжэн (1723-1735) и Цяньлун (1736-1795), при этом автор ставит своими задачами показать основные составляющие цинского стиля, а также соотношение в нем традиции и новаций (прим. 1).
Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что в рассматриваемый период времени Китай, сохраняя приверженность собственным культурным основам, впервые оказался столь активно вовлеченным в продолжающийся до сих пор процесс разностороннего сближения Востока и Запада и формирования общего пространства мировой художественной культуры. По сравнению с другими странами Востока, Китай сыграл наиболее важную роль в первой произошедшей в Новое время встрече двух столь разных цивилизаций, вызвав к жизни явление шинуазри («китайщины»), что способствовало глубокому обновлению европейской культуры и искусства ХУН-ХУШ вв. Уникальность китайской ситуации, состоявшая в стремлении не только торговать с Европой, но и освоить интеллектуальные дары другой цивилизации, предложенные при посредничестве католических миссионеров эпохой европейского Просвещения, была связана с характером маньчжурского царствования в Срединной империи. Начало и расцвет династии Цин отмечены правлением трех императоров, двое из которых, Канси и Цяньлун, могут с успехом оспаривать у современных им западных монархов титул «мудрецов на троне». Заботясь о сохранении комплекса китайской культуры, они вместе с тем особенно старательно потворствовали введению в него западных новшеств, способных возвеличить династию и открыть принципиально иные пути для развития национальных традиций.
Выбирая цинский художественный металл и эмали периода трех великих правлений (1662-1795) в качестве объекта исследования, автор диссертации руководствовался следующими соображениями.
Во-первых, своеобразие социо-культурной и исторической ситуации в Китае, определившее неповторимость художественного восприятия и отражения действительности в тот или иной период времени, обусловило особое значение резного камня и бронзы для эпохи древности, скульптуры, живописи и каллиграфии для периода раннего и зрелого средневековья, архитектуры и прикладных искусств для поздней империи. Начиная со времени правления династии Мин, в связи с ростом городов и расцветом различных центров традиционных ремесел, декоративноприкладное искусство как бы подхватывает и развивает те художественные достижения, которые проявились ранее в его «высоких»
33
распространился в перегородчатой, а в цинское время (особенно в годы Юнчжэн и Цяньлун) и расписной технике.
Бытование археологических форм жертвенных сосудов в прикладном металле и эмалях цинского времени было обусловлено как сохранением традиционного ритуального комплекса, так и сопутствующим данному явлению коллекционированием и изучением древней бронзы. Бронзовые сосуды китайской архаики, ни один из которых не предназначался для повседневных нужд, использовались при церемониях жертвоприношений, помещались в храмах и семейных залах, применялись для омовений, а также для еды и питья во время исполнения ритуала и на пиру; некоторые из вещей были созданы специально как погребальная утварь. Начиная с позднеханьского времени, когда ритуальная бронза утратила свое доминирующее значение в связи с изменениями, произошедшими в китайской культуре, многие древние вещи стали подвергать переплавке. Но и в этот период в Кигае существовали знатоки и коллекционеры сокровищ древней бронзы [149, с. 56]. Антикварный «азарт», по-видимому, никогда не угасавший полностью, достигал своего апогея дважды в китайской истории - в годы Сун (960-1279) и затем после долгого перерыва во время правления династии Цин.
Сунскими учеными были созданы первые каталоги и специальные трактаты, посвященные древней бронзе. В течение всего средневекового периода императорские и частные коллекции пополнялись в основном за счет случайных находок на территории северных провинций (Шэнси, Хэбэй, Шаньси, Шаньдун). Широкомасштабные научные изыскания профессиональных археологов начались после падения империи, не прекратившись и в настоящее время. Благодаря этому в течение разных десятилетий XX в. были открыты десятки новых шедевров древней бронзы, поступившие в музеи Китая и других стран. В контексте исследуемого вопроса для нас, однако, особенно важно знать круг вещей, входивших в период трех правлений в императорскую коллекцию. Анализ материала показывает, что некоторые собранные в ней бронзовые предметы послужили непосредственными образцами форм и мотивов декора как для цинских ритуальных сосудов, так и для более широкого круга бытовавших в аристократической среде изделий из металла и эмали. Бронзы, хранящиеся в цинском дворце, в целом копировались и стилизовались чаще, чем когда-либо прежде.
В XVIII в. была осуществлена каталогизация императорских собраний. Переиздание некоторых составленных тогда каталогов относится к периоду Гуансюй (1875-1908). Вышедший в Шанхае в 1889 г. Циньдин Сицин гуцзянь (Высочайше утвержденный каталог собрания древностей /кабинета/ Сицин) представляется самым большим по объему цинским каталогом дворцовой коллекции древней бронзы (прим. 18). Он был подготовлен, как следует из предисловия, составленного лично царствующим императором, по указу от четырнадцатого года правления
34
Цяньлун (1749) большим коллективом ученых под руководством чиновников в ранге гианшу по имени Лян Шичжэн, Цзян Пу, Ван Юдунь (прим. 19). Порученный их заботам каталог, в соответствии с замыслом Цяньлуна, следовал образцу сунских каталогов Каогу ту (Иллюстрированное /собрание/ древностей, 1092) и Богуту лу (Иллюстрированный каталог /собрания/ древностей, XIV в.) и, как говорится в предисловии к изданию, с тем, чтобы подданные получили достойное их занятие и не разменивались на низменные развлечения, приличествующие лишь простому народу, поскольку изучение антиков побуждает размышлять о древних временах на досуге, в период мира и процветания империи [167, т. 1, предисловие].
Каталог Циньдин Сицин гуцзяпь, состоящий из сорока томов, включает 1436 произведений разных веков от Шан до Тан. Все книги, начиная с первой по тридцать пятую, классифицируют известные виды бронзовых сосудов, тогда как в последних пяти томах даны музыкальные инструменты (колокола, барабаны), ритуальное оружие (топоры, ножи), измерительные и осветительные приспособления, а также зеркала. Периодизация вещей в каталоге соответствует династиям (Шан, Чжоу, Хань, Тан) и не содержит деления на периоды внутри династий (например, не указано время правления Западной или Восточной династии Чжоу, периодов Чуньцю и Чжаньго).
В каталоге представлены детальные прорисовки, описания и обмеры каждой вещи. Характерной приметой времени в цинских каталожных изображениях бронзовых сосудов явилось использование перспективных сокращений и сложных ракурсов, как это было и в придворной живописи XVIII в. Непреходящую ценность этот солидный труд имеет благодаря сделанной его составителями расшифровке надписей и печатей на предметах, в процессе которой архаичные формы написания были переведены на язык современных иероглифов с пометкой тех мест в тексте, которые дешифровать не удалось. Расположение вещей в каталоге отражает структуру их классификации знатоками цинского времени, которая во многом совпадает с логикой современных авторов, условно разделяющих бронзовые ритуальные сосуды на четыре больших группы -ритуальную утварь для приготовления пищи (котлы на трех или четырех высоких ножках - дину ли и янь); емкости для ее хранения (иногда имеющие крышку и установленные на ножках разной высоты - гуй, дуй, фу, сю, доу); винные сосуды (контейнеры - цзунь, лэй, ху, и, гун, ю и кубки - гу, цзюэ, цзяо, цзя); сосуды для воды (в том числе тазы для ритуальных омовений - папъ, си, цзянь, кувшины и или хэ) [245, с. 8-24]. Появление в составе древней бронзы предметов определенного типа, как и их исчезновение, по-видимому, отражало изменения в порядке ритуала. Формы жертвенных сосудов одного и того же назначения часто заметно трансформировались с течением времени, образуя в определенные периоды подгруппы вторичных вещей, наделенных собственными названиями, что затрудняет их классификацию. В некоторых спорных