Ви є тут

Становление и развитие изобразительного искусства Республики Северной Осетии - Алании в 1920 - 1990 гг.

Автор: 
Плиева Маргарита Георгиевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
1920
Кількість сторінок: 
332
Артикул:
172174
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введи не.............................................................3
Глава 1. Предпосылки становления и развития осетинскою изобразительного искусства.
1.1. Дореволюционное осетинское искусство..........................16
1.2. Художественная жизнь советской Осетии
в годы первых пятилеток.............................................32
Глава 2. Осетинское изобразительное искусство в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.
2.1. Творчество осетинских художников 1941-1945 гг.................55
2.2. Осетинское искусство 1946-1950 гг.............................62
Глава 3. Развитие изобразительного искусства Осетии
во второй половине XX в.
3.1. Осетинское искусство 1960-1985 гг.............................82
3.2. Многообразие проявления этнической
самобытности в осетинском искусстве 1986-1990 гг...................113
Заключение.........................................................142
Список литературы..................................................152
Приложение I
Хроника художественной жизни Дзауджикау -
Орджоникидзе - Владикавказа........................................163
Приложение II
Перечень всесоюзных, российских и зональных выставок с участием художников
Республики Северной Осетии-Алании..................................171
Приложение III
Краткие сведения о художниках
Республики Северной Осетии-Алании..................................247
Принятые сокращения................................................312
Список иллюстраций............................................... 314
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы.
В начале нового века в мировом культурном процессе происходит активизация роли национальных культур. Как следствие этого процесса, возникает потребность в их исследовании. Многоцветную палитру России составляют культура и искусство многих народов и народностей, населяющих ее обширную территорию, определяя характер ее духовного облика. Предмет диссертации - изобразительное искусство осетин - одного из народов Кавказа. Здесь разместилась «...интереснейшая мозаика народов, тесно связанных между собой территориально, имеющих одинаковый исторический путь развития, но при этом сохранивших национальную неповторимость. Осетины были единственным в этой мозаике индоевропейским народом, к тому же весьма своеобразным».1 Национальное искусство Республики Северной Осетии-Ллании имеет многовековой опыт, унаследованный от скифо-сарматской и аланской художественно-эпических традиций. Профессиональное осетинское искусство прошло долгий путь, начиная от К. Л. Хетагурова, заложившего в конце XIX в. основы профессиональной живописи. На протяжении более чем векового пути развития изобразительного искусства, ведущие художники Осетии, были воспитанниками русской художественной школы, но при этом являлись яркими национальными художниками.
Актуальность диссертации определяется также ценностью и многообразием исследуемого материала. За годы экономических реформ автором открыты ранее неизвестные материалы по теме диссертации. Это дало возможность исследовать новые и пересмотреть уже известные факты по истории осетинского изобразительного искусства. В последнее
1 Дюмезиль Ж. Предисловие к книге о героях. /Осетинский эпос и мифология. - М.: Вост. Лит., 1976.-С. 9.
15
изобразительное искусство не освещалось вообще. В более поздних учебниках, авторы ограничивались лишь перечнем нескольких имен. И только в «Истории Северной Осетии. XX век»(2003) под ред. A.C. Дзасохова приводится более полный справочный материал по истории осетинского изобразительного искусства.
Структура и объем диссертации.
Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения и примечаний объемом 151 страница машинописного текста. Диссертация снабжена справочным материалом, представляющим собой библиографический список, перечень архивных источников - 165 наименований. Приложения -объемом 178 страниц содержат хронику художественной жизни Дзауджикау - Орджоникидзе - Владикавказа, перечень всесоюзных, российских и региональных выставок с участием художников Республики Северной Осетии-Алании, краткие сведения о художниках, список сокращений и иллюстративный блок наиболее значительных произведений осетинских живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства.
16
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСЕТИНСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.3. Дореволюционное осетинское искусство
Геополитическое положение Осетии на стыке Востока и Запада, Севера и Юга, предопределило исторические и художественные возможности ее развития. Гористые недоступные места способствовали сохранению традиционных порядков. И «не беспокоимые внешними врагами, кавказские горцы достигли весьма значительного развития и уже в доисторическое время изобрели многие, необходимые в житейском быту предметы и сравнительно удобно обставили свою жизнь».2 Вместе с тем, на протяжении всей ее истории, с разных концов света вливались в нее мощные волны миграции. Ее территорию пересекали караванные пути и, издревле она была мишенью для недобрых целей завоевателей. Все это оставляло здесь довольно ощутимые следы и отголоски языков, обычаев, культур. В осетинском искусстве можно встретить влияния византийской, иранской, среднеазиатской, греческой, арабской, русской, грузинской культур.
Территория Осетии была освоена людьми уже в глубокой древности. К этому времени относится и начало истории искусства на территории Республики Северной Осетии-Алании. Предки осетин входили в состав североиранских племен. «По сведениям античных писателей, южнорусские степи с VII в. до н. э. были населены народами, известными под названием
2Ковалевский П.И. Осетины. /Народы Кавказа. - С-Пб, 1914. - С. 16.