Ви є тут

Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект

Автор: 
Москалюк Марина Валентиновна
Тип роботи: 
религиозный аспект
Рік: 
2006
Артикул:
172284
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Мировоззренческие и художественные особенности творчества передвижников: религиозный аспект
ВВЕДЕНИЕ ................................................... 3
Глава 1. Религиозность в художественном творчестве
1.1. Основные характеристики религиозного
опыта .............................................. 21
1.2. Специфика религиозности в изобразительном искусстве............................. . 32
1.3. Секуляризм и традиция православного миросозерцания
в русской культуре второй половины XIX века..........40
Глава 2. Концепция религиозного миросознания в творчестве передвижников
2.1. Сюжетная и жанровая структура наследия передвижников с точки зрения религиозной проблематики ................50
2.2. Сюжет «Гефсиманского сада» в контексте русской художественной культуры второй половины XIX века ...67
2 3 Жанр портрета как «духовный автопортрет» времени 79
2.4. Религиозные основы «чувства природы» в русской
пейзажной живописи.................................101
Глава 3. Трансформация традиции православного миросозерцания в творчестве ведущих представителей передвижничества
3 1 «Блаженны чистые сердцем»: христианское в
мироощущении Василия Перова........................122
3.2. Трагедия «неверящей веры» Ивана Крамского.........139
3.3. «Вера ему до мучения теперь нужна»: проблемы религиозного опыта Николая Ге .........................162
3.4. Путь религиозных поисков Василия Поленова: идеальный человек в идеальном пейзаже ...........................204
3.5. Илья Репин, «великий «щупалыцик» существа человеческого» ........................................228
3.6. Творчество Василия Сурикова в русле православной традиции русской культуры .......................248
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................302
ЛИТЕРАТУРА
312
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования
В обращении к изобразительному искусству каждый исследователь вправе выбирать свои, наиболее близкие его интересам приоритеты. В силу того, что религия выражает взгляд человека на Абсолютное, она является особо значимой областью бытия. Определение человеком (в нашем случае художником) высших ценностей и жизненное отношение к ним обусловливает содержание его духовной и творческой жизни. Кроме того, стремление русского человека к Абсолютному нередко обнаруживается не только на вершинах религиозности, но и, как ни парадоксально, р атеистическом мировоззрении, сознательно отрицающем всякую определенную форму религиозности. Таким образом, можно утверждать, что включение категории религиозности в практику художественного анализа не только актуально, но и закономерно.
Долгое время по идеологическим причинам религиозная проблематика в российском искусствознании была почти полностью закрыта, что значительно обедняло наши представления о самобытности и неповторимой уникальности периода, который принято называть демократическим реализмом. В последние десятилетия проблемам религиозности искусства по праву уделяется все большее внимание Глубокие, разнообразные по направлениям исследования ведущих российских ученых-искусствоведов составляют в наши дни достаточно прочный фундамент, позволяющий перевести на качественно новый уровень представления о сложности и антиномичности русской художественной культуры второй половины XIX века. Проблемы религиозности искусства в целом и искусства передвижников в частности оказались настолько востребованными в миростроительных поисках начала третьего тысячелетия, что сами по себе диктуют искусствоведению необходимость все более полного переосмысления, расширения, углубления подходов.
рамках вырабатывается совокупность догм, принимаемых за непреложную истину.
31
Специфика религиозности в изобразительном искусстве
Рассмотренные в предыдущей главе основные характеристики религиозного опыта человека сопоставим далее с опытом творческим, проанализируем специфические черты религиозности художника, проследим, каким образом она проявляется в зарождении, становлении и воплощении творческого замысла.
Начнем с того, что художники могут быть глубоко религиозными, искренно верующими людьми. Но также могут и не выражать, не фиксировать свои религиозные переживания в мыслительных процессах, не считать себя верующими, отрицать божественное начало в окружающем, осознавать себя сугубо рационально. Но в том и другом случае художниками почти всегда понимается и признается необходимость присутствия в творчестве некоего вдохновляющего начала. Оно может формулироваться в достаточно неопределенных выражениях («посещение музы», «порыв вдохновения» и др) или совсем не быть оформленным в какое бы то ни было словесное понятие. Но для творческой личности самоочевидно, что рождению произведения предшествует некий импульс, внутренний порыв, толчок
Разумеется, процесс творчества не есть процесс молитвенного созерцания, не есть процесс предстояния души Богу. Светский художник лишь в исключительно редких случаях сознательно и последовательно стремится к просветлению своей души через создание собственных произведений. Но, тем не менее, именно в творчестве создается и осознается возможность воплощения неких идеальных начал этого мира, воспроизведения в материальных формах (в красках и линиях) духовного томления и духовных подъемов человека.
Творческие процессы у каждого протекают по-своему. В зависимости от воплощения конкретного замысла они могут быть долгими и мучительными, с бесконечным путем проб и ошибок или же выстраиваться легко, на