Ви є тут

Русское ювелирное искусство в праздничной придворной культуре XVIII века

Автор: 
Петрова Надежда Владимировна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
226
Артикул:
172225
179 грн
Додати в кошик

Вміст

3
Оглавление
Введение,.............................................................5
Глава I. Из истории русского ювелирного искусства.
§1. Формирование основных видов ювелирных изделий кХУГХУП векам..............................................13
1.1. Прикладное искусство в придворном быту
ХУ1-ХУН веков...........................................13
1.2. Формирование основных видов ювелирных украшений
к концу ХУН века........................................20
§2. Ювелирное искусство первой половины XVIII века:
процесс европеизации и сохранение национального начала..........30
Глава II. Ювелирные украшения в ансамбле женского придворного костюма.
§1, Ювелирные украшения как принадлежность женского
придворного костюма.........................................38
§2. От декоративности барокко к строгости классицизма...,, 52
§3. Основные виды ювелирных украшений в ансамбле
женского праздничного придворного костюма (XVIII век).......60
Глава III. Ювелирное искусство в церемониально-праздничной придворной культуре России XVIII века.
§1. Русский праздник как культурно-исторический феномен
XVIII века....................................................67
§2. Церемониально-праздничная придворная культура;
институт придворных ювелиров..................................85
1.1. Ювелирное украшение как способ репрезентации статуса придворной знати...................................85
1.2. Творческая практика основных представителей
«института придворных ювелиров» 88
4
§3. Ювелирное искусство в регламентированной роскоши
придворного бала............................................101
Заключение. Ювелирное искусство в контексте антиномичности
русской культуры XVIII века...........................109
Список литерату ры..................................................113
Приложение I. Словарь терминов......................................126
Приложение II. Список иллюстраций. Иллюстрации......................145
22
Популярными были и такие украшения, как запоны, кокошники, жемчужные ожерелья, зарукавья (браслеты, которые носили на запястье за рукавом), перстни, пуговицы, серьги, пряжки (исключительная принадлежность мужского костюма XVII века). Драгоценные уборы служили дополнением парадных одежд алого, лазоревого, серебристо-серого цветов.
На платне царя Федора Алексеевича было на полах по «10 запон с яхонты и изумруды; на подоле 16 запон с яхонты червчатыми; на полах сверх кружева, 2 запоны круглых с алмазы и с яхонты червчатыми; на рукавах на запястье по 22 запоны с яхонты червчатыми»12.
Постепенно древнерусские украшения теряют свою тяжеловесность: ближе к концу XVII столетия ювелирные изделия становятся меньше по размеру, утрачивают «монументальность». Хотя серьги, например, уже в XVI веке стали носить продетыми в мочку уха. Браслеты в XVII веке имели ограниченное распространение. Большой популярностью у мужчин и женщин разных сословий пользовались перстни.
Необычайно широкий и самобытный набор украшений, которые носили жители Московии, поражал воображение европейцев. Их длинные, широкие одежды, почти целиком закрывавшие фигуру, украшали многочисленные драгоценности - накладные, нашивавшиеся и пристегивавшиеся. В XVII веке даже существовали мастера-ювелиры, которые занимались созданием какого-либо одного вида украшений: цепочек, пуговиц, сережек и т.п.
Неизменной любовью практически у всех слоев населения Древней Руси пользовались кольца (илл.21-24). В торжественных случаях кольца зачастую носили на всех пальцах рук. Предпочтение отдавалось перстням -кольцам со щитком, украшенным камнями: крупные камни - изумруды, рубины, сапфиры, бирюзу, жемчуг - вставляли в приподнятые массивные касты, часто декорированные многоцветной эмалью, большей частью белой,
12 Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка Великой культуры. Россия. Х-ХХ вв. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.85.
23
желтой, черной, зеленой и голубой. Русские перстни были массивными, литыми, а плоская поверхность одного закрепленного камня давала цветовое пятно. В XVII веке в перстнях часто встречаются четырехугольные изумруд, рубин, сапфир и алмаз. Во второй половине XVII века вместо одного камня перстень иногда украшает запона с мелкими рубинами, изумрудами и алмазами.
Во время торжественных приемов царь надевал множество перстней: в 1647 и 1648 годах при приемах литовского, шведского, немецкого и голландского посольств на руках царя Алексея Михайловича было по девять перстней. В 1653 году на Пасху и в вербное воскресенье царь надевал по семь золотых перстней с алмазами, рубинами и изумрудами.13
Помимо своего основного назначения быть украшением, перстни в XVI и XVII веках часто служили печатью, которой «запечатывали» письма (илл. 25). Печати вырезались на четырех или восьмиугольных изумрудах, агатах и других камнях, а также украшались белой, черной, голубой, зеленой и желтой эмалью. Количество перстней-печатей значительно уменьшается в XVIII веке, когда появляются многочисленные настольные и подвесные печати для опечатывания писем; в XIX веке перстней-печатей снова встречается очень много.
Насыщенность декора, столь характерная для произведений конца XVII века, блеск и сверкание драгоценных камней должны были свидетельствовать о могуществе государства и церкви.
В торжественных случаях государи украшали себя бармами -драгоценным, со священными изображениями, оплечьем (илл.2,3): «В лето 1645 сентября в 28... великий государь и великий князь Алексей Михайлович... изволил венчаться царским пресветлым венцем и святыми бармами, иже есть диадимою по древнему царскому чину...»14.
13 Русские ювелирные украшения XV1-XX веков в собрании Государственного ордена Ленина Исторического мрея. - М.: «Советский художник», 1987. С.17.
14 Вейс Г. История культуры народов мира. Загадка Великой культуры. Россия. Х-ХХ вв. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. С.95-96.