2
Оглавление
Введение.......................................................3 - 34
Глава 1. Предыстория книжной гравюры на меди XVIII века.
Первые опыты применения углубленной гравюры в московском книгопечатании.............................35 - 54
Глава 2. Гравюра на меди в московской книге кириллической печати 1700- 1708 годов. Начальный период.
М.Д. Карновский.........................................55 - 74
Глава 3. Гравюра на меди в московской книге кириллической печати 1708 - 1714 годов. Определение репертуара.
И. Зубов, П. Пикарт, В. Томилов.........................75 - 111
Глава 4. Гравюра на меди в московской книге кириллической
печати 1715 - 1728 годов. Период расцвета. И. Зубов.....112 - 136
Глава 5. Гравюра на меди в московской книге кириллической печати 1730-х-начала 1740-х годов. Период упадка.
После И. Зубова.........................................137 - 160
Заключение......................................................161 - 165
Список принятых сокращений......................................166
Список использованной литературы................................167 - 175
Приложение. Каталог гравюры на меди в московской книге кириллической печати первой трети XVIII в.......................176 - 212
з
Введение
Гравюра на меди в московских кириллических изданиях первой трети XVIII века до сих пор не становилась предметом специального исследования. Памятники книжной духовной гравюры на металле не описаны, а специалисты, как правило, обходили эту тему молчанием. В литературе прочно утвердилось представление о сугубой традиционности оформления кириллической книги только тематической ксилографией.
Автором предлагаемой работы впервые был определен и изучен круг памятников, на основании архивных материалов составлена история московской углубленной гравюры в книге кириллической печати первой трети XVIII века, прослежены тенденции эволюции техники, стиля и типологии московской книжной духовной гравюры на металле.
Книжная гравюра является «пограничным» предметом изучения для искусствоведов и для историков книги. Фронтисписы изданий 1700 - 1730-х годов создавались известными мастерами, чьи имена прочно вошли в историю русского искусства. Поэтому книжная графика должна по праву стать важной частью этой истории. С другой стороны, книжная гравюра принадлежит и истории книги. Тип и концепция книги оказывают сильнейшее влияние на стиль и технику помещенной в ней гравюры. Гравюра также, в свою очередь, участвует в формировании образа книги.
В самом сочетании углубленной гравюры с книгой кириллической печати, как будто, изначально заложен некий конфликт. Книга кириллической печати - наиболее консервативный тип книги XVIII в. Гравюра же на металле, которая очень ограниченно применялась в русском книгопечатании до начала XVIII столетия, - техника, преодолевающая традицию1. Графика высоко тиражного церковно-славянского шрифта, берущая свое начало от полуустава древнерусских рукописей, подчеркнутая преемственность у древних образцов, массивность, как бы неповоротливость литер идут в разрез с легким, тонким,
20
были использованы оригиналы, затем примененные и в большом Пентикостарионе 1714 года.
В целом, Быкова справедливо обращает внимание на преимущественное использование фронтисписной гравюры в изданиях гражданской, а не кириллической печати. Однако и здесь требуется уточнение. Ведь разработанная Сидоровым типология книжной гравюры не достаточно детализирована. В разряд фронтисписов попадают как образы авторов текстов, так и фронтисписы, помещаемые перед всем комплексом текстов книги, в непосредственной близости от титульного листа. Именно о последних фронтисписах вела речь Быкова.
Касаясь гравюры в московском книгопечатании второй четверти XVIII века, Т.Л. Быкова уже рассматривает только оформление изданий кириллической печати, так как после указа 1727 года именно в Москве была сосредоточена печать церковно-славянских книг. Она определяет основные черты гравированного оформления московских изданий: почти полное исчезновение тематической ксилографии и использование резанных на меди рамок титульных листов, «куда впечатывали заглавия»58. Замечание о полном исчезновении тематической ксилографии и использовании углубленной гравюры тем более ценно, что в историографии XX века уже сложилось представление об изданиях кириллической печати первой половины XVIII столетия, как о полностью традиционных, следующих прототипам XVII века, оформление которых осуществлялось лишь с помощью гравюры на дереве.
Абсолютно верно замечание Быковой о гравированных рамках титульных листов московских книг второй четверти XVIII столетия. Но здесь надо сделать несколько уточнений. Как историк книги, не занимающийся специально печатной графикой, Быкова пропускает некоторые, важные для гравюроведения, особенности. Во-первых, гравированные на меди рамки титульных листов появились в московской книге раньше второй четверти XVIII
21
века. Во-вторых, текст заглавия, вопреки мнению Быковой, почти никогда не впечатывался в гравированную на меди рамку, а гравировался вместе с ней. Это принципиальная черта, отличающая московскую практику использования углубленной гравюры в печатной книге, например, от украинской, где «контакты» металлографии и набора в пределах одного книжного листа были гораздо теснее.
В качестве примеров книг второй четверти XVIII века с гравюрами на меди Быковой приведены несколько изданий, в которых использовались доски в основном, 1710 - первой половины 1720-х годов и не в лучшем состоянии.
Т.Л. Быкова в двух статьях наметила некоторые принципы гравированного оформления московских изданий второй четверти XVIII века и ввела в научный обиход несколько книжных гравюр на меди. Однако опубликованные исследователем произведения были выхвачены из массы неизвестного материала, который из-за отсутствия сводного каталога кириллических изданий XVIII столетия невозможно было представить в сколь нибудь стройной системе.
«Сводный каталог русской книги кириллической печати XVIII века» A.C. Зерновой и Т.Н. Каменевой вышел в 1968 году59. Он стал продолжением начатого в 1958 году труда A.C. Зерновой по описанию старопечатных изданий60. Исследователями были просмотрены крупнейшие собрания старопечатных книг. Гравюры в каталоге описаны почти так же, как у П.П. Пекарского: указывается техника, подпись автора, сюжет (если сюжет нетрадиционный дается краткое описание изображения), место в книге. Труд
58 Быкова Т.Л. Книгопечатание в России...- с. 248.
59 Зернова Л.С., Каменева Т.Н. Сводный катхюг книги кирилловской печати XVIII века. - M., 1968.
w Зернова Л.С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI - XVII веках. Сводный каталог. - М., 1958.
- Київ+380960830922