СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Актуальность темы. Предмет, границы, цель, задачи и метод исследования. Научная новизна работы.
Структура диссертации................................................7
ГЛАВА I. Русская архитектура 1890-х- 1910-х гг. в отечественной
и зарубежной историографии..........................................15
1. Отечественная историография русской архитектуры
эпохи модерна.......................................................15
1.1. Русская архитектура конца XIX -
начала XX вв. в отзывах современников............................16
1.2. Историография отечественной архитектуры времени эклектики
и модерна в советский период (1930-е - 1960-е гг.)...............26
1.3. Обзор новейшей отечественной литературы (1970-е - 2006 гг.)....28
2. Русская архитектура конца XIX - начала XX вв.
в западной историографии............................................35
Выводы.............................................................39
ГЛАВА И. Культурно-исторический контекст эпохи модерна в России и основные стилистические направления в московской архитектуре конца XIX - начала XX вв...................42
1. Особенности культу рно-исторического развития России
в 1890-е - 1910-е гг................................................42
2. Основные стилистические направления в русской архитектуре конца XIX - начала XX вв................................49
3
2.1. Поздний историзм............................................50
2.2. «Интернациональный» модерн..................................52
2.3. Неорусский стиль............................................57
2.4. Феномен неоклассики.........................................61
Выводы.............................................................64
ГЛАВА III. Архитектурное творчество С.У. Соловьёва..................67
1. Начало пути (1880-е - 1890-е гг.)................................67
1.1. Учёба в Московском училище живописи, ваяния и зодчества
и в Императорской Академии художеств.............................67
1.2. Перестройка корпуса Университетских клиник
на Рождественке для Строгановского Центрального училища технического рисования........................................76
1.3. Другие работы, выполненные С.У. Соловьёвым в 1890-е гг 80
2. Собственный особняк архитектора..................................82
2.1. Феномен дома архитектора и художника в европейской
и русской культуре эпохи модерна.................................84
2.2. Формально-стилевой анализ архитектуры особняка
С.У. Соловьёва...................................................89
2.3. Опыт интерпретации идейно-художественной программы особняка С.У. Соловьёва.......................................96
3. Национальный стиль в творчестве С.У. Соловьёва..................110
3.1. Комплекс благотворительных учреждений
на Большой Калужской улице (больница и богадельня
им. И.Л. и А.К. Медведниковых)..................................114
3.2. Ансамбль женской общины «Отрада и Утешение»
в подмосковном имении графини М.В. Орловой-Давыдовой 126
3.3. Обращение к византийской традиции храмового зодчества:
4
послеренессансной архитектурной системы к архитектурной системе новейшего времени24. Исследователем были выявлены основные стилистические направления русской архитектуры 1830-х - 1880-х гг., доминирующим среди которых признан «русский стиль», претерпевший в указанный период существенную эволюцию. По разработанной Е.И. Кириченко периодизации, история бытования национальных форм в русской архитектуре второй трети XIX - начала XX вв. включало три основных этапа: официальный, т.н. «русско-византийский» стиль К.А. Тона (1830 - 40-е гг.), демократический «русский стиль», условно называемый «стилем Гартмана -Ропета» (1860 - 80-е гг.) и неорусский стиль, развившийся под влиянием эстетики модерна (1890 - 1910-е гг.).
В последние два десятилетия минувшего века научный интерес исследователей был равным образом направлен как на выявление связей русского модерна с мировой художественной практикой, так и на изучение его самобытных проявлений. Большое значение в русле изучения русской архитектуры эпохи модерна имела весьма представительная выставка «“Национальный стиль” в русском искусстве XIX - начала XX веков», которая проходила в залах Всероссийского Музея Декоративно-прикладного народного искусства в 1990 г. и включала внушительный архитектурный раздел. Это была, по сути, первая попытка обобщения множественного разнообразия проявлений национального в архитектуре и декоративном искусстве 1830 - 1910-х гг., первая попытка наглядного обоснования наличия в отечественном искусстве этого периода самостоятельной «национальной» линии развития. Очерк Л.В. Сайгиной, помещённый в каталоге выставки (1990), включает лаконичное изложение истории и эволюции «русского стиля» в эпоху эклектики и модерна, подчёркивая преемственность традиции национально ориентированного зодчества XIX и начала XX вв.
Наиболее значительной работой, посвящённой истории поисков национальной выразительности в отечественной архитектуре и декоративном искусстве Нового времени является на сегодняшний день монография Е.И.
30
Кириченко «Русский стиль» (1997). Претворению национальной художественной традиции в русском зодчестве рассматриваемого периода посвящены также работы В.Г. Лисовского «Национальные традиции в русской архитектуре XIX - начала XX века» (1988) и «“Национальный стиль” в архитектуре России» (2000). Нельзя не отметить также книгу В.Г. Лисовского «Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов» (2006), в которой автор даёт пространный очерк истории архитектурного образования в Императорской Академии художеств во второй половине XIX столетия.
Развитию «официального» направления в историзирующей архитектуре второй половины XIX - начала XX вв. много внимания уделил в своих публикациях Ю.Р. Савельев. Наибольший интерес в контексте нашей темы представляет его книга «“Византийский стиль” в архитектуре России...» (2005), в которой прослеживается судьба этой версии историзма с 1860-х до 1910-х гг., включая «византийские» стилизации эпохи модерна. Вопросы бытования «византийского» и «русского» «стилей» естественным образом смыкаются с темой церковного строительства Синодального периода, которое превратилось в последние годы в самостоятельный объект исследования. В числе авторов, обратившихся к храмостроению XIX -начала XX вв., наряду с Е.И. Кириченко и Ю.Р. Савельевым, могут быть названы A.B. Берташ (статья «Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX - начала XX веков») и A.JI. Павлова (диссертация «Русский стиль в церковной архитектуре XIX века. Храмы соборного типа» и др.).
Роль модерна как «промежуточного звена» между эпохой историзма XIX в. и авангардом 1920-х гг. была освещена в книге В.В. Кириллова «Архитектура русского модерна. Опыт формологического анализа» (1979). В работах Д.В. Сарабьянова («Модерн. История стиля», М., 2001) и B.C. Турчина («По лабиринтам авангарда», М., 1993) были рассмотрены общие вопросы стилеобразования в искусстве Европы и США 1880-х - 1910-х гг.,
31
- Київ+380960830922