Ви є тут

Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство

Автор: 
Шварков Алексей Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172240
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................4
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ И ФОРМ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ. ИХ ЗНАЧЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОСТЮМЕ........................................14
1.1 Становление и функции основных типов металлических украшений в костюме древних культур..................................14
1.2 Эпоха переселения народов и Средние века................26
1.3 Возрождение и Новое время...............................................35
1.4 Украшения из металла в западноевропейском костюме XIX в 37
1.5 Украшения из металла в русском историческом костюме.....42
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ НА ФОРМУ И ОБРАЗ КОСТЮМА.................................................54
2.1 Технологии и техники исполнения исторических образцов украшений из металла...............................................54
2.2 Современные материалы и технологии производства металлических украшений и элементов костюма............................67
ГЛАВА 3. РОЛЬ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ УКРАШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ КОСТЮМЕ.......................................................73
3.1 Новые факторы создания и использования металлических украшений в костюме XX в.............................................73
3.2 Значение украшений из металла в формировании образа костюма XXI в............................................93
3.3 Авторский опыт создания костюма с металлическим декором в контексте требований современной моды...................109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................111
2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ....................................115
ПРИЛОЖЕНИЕ (иллюстрации).............................123
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ...................................156
. ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ............................159
1
свернутые в полтора оборота из плоской или вогнутой полосы, или из золотой пластинки, наложенной на бронзовую основу,
украшенные насечкой и «шишечками», выдавленными с
внутренней стороны золотой накладки.
Каждая культура внесла свой неповторимый вклад в процесс формирования и эволюции украшений из металла в костюме. Металл в древности имел, по большей части, сакральный смысл, был своего рода «тотемным» материалом, и даже функциональные металлические элементы часто являлись амулетами.
Одежда Древнего Египта, страны с жарким тропическим климатом, отличалась простотой у всех социальных классов, - от «простых смертных» до фараона, отличаясь только ценностью и качеством выделки тканей. При этом очень важной частью «гардероба» свободного египтянина являлись украшения,
изобилующие изображениями священных животных и богов,
несшие большую знаковую нагрузку.
Драгоценности не просто дополняли изящную египетскую одежду - они играли куда более важную роль. Если одежду можно сравнить со «второй кожей», скрывающей и ограждающей тело от внешнего мира, то украшения, исполненные глубокого тайного смысла, имели силу, приближавшую человека к миру всесильных богов. Таким образом, украшения служили, своего рода, необходимой «духовной» составляющей в одежде.
Одной из отличительных черт египетского костюма был широкий воротник - ожерелье, прикрывавший плечи и верхнюю часть груди (ил.1). Это традиционное украшение носили и женщины и мужчины. Кольцеобразный воротник символизировал солнце - источник и основу жизни в Древнем Египте. Его украшали отлитыми или вычеканенными из золота фигурами или же делали
15
из материи и вы- шивали блестками. Его украшали отлитыми или вычеканенными из золота фигурами или же делали из материи и вышивали блестками.
Фараон, «сын солнца», и его супруга носили особую повязку, вокруг которой обвивался золотой урей, при этом голова страшной змеи приходилась как раз над самым лбом монарха. Урей, укус которого ведет к неминуемой смерти, считался символом неограниченной власти, и поэтому его изображением украшались не только повязка фараона, но и его корона, пояс и шлем (41,32). Царицы носили корону из золота в виде хищной птицы коршуна, украшенную драгоценными камнями (33,22) (ил.1).
Головной убор из тонких золотых чеканных пластинок, как бы составленный из многочисленных миниатюрных отражений солнца, был украшением жены фараона Тутмоса III. Жрецы также носили разнообразные богатые украшения и амулеты. Особенно распространенным символом являлись скарабеи, считавшиеся символом плодородия и творчества.
Надо сказать, что именно в Египте возникли все виды украшений с драгоценными камнями - перстни, броши, серьги, ожерелья, браслеты и диадемы. Египетское ювелирное искусство, как в технике, так и в художественной выразительности до сих пор остается непревзойденным. И существует мнение, что именно оно положило начало и нашему сегодняшнему ювелирному искусству.
Одежда в Ассирии также изобиловала украшениями, впечатляющими своей монументальностью и богатством, хотя и не столь красочными, как египетские.
Одежда большинства людей носила чисто функциональный характер, и только высшие слои общества смотрели на одежду с точки зрения эстетики и престижа, украшая ее золотым шитьем и
16