СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................... 3
Глава I. Характерные особенности искусства мозаичных мощений Средиземноморья
1.1. Вопросы терминологии................................ 29
1.2. Технико-технологические способы набора мозаичных мощений.................................................... 30
1.3. .Сюжетный и иконщрафический анализ напольных
мозаичных произведений. Устойчивость традиций........ 51
Выводы.................................................. 56
Глава II. Эмблема как явление античной традиции мозаичных мощений Средиземноморья. Становление классической композиции.
2.1. Эллинистическая эмблема в античной мозаике.......... 58
2.2. Эволюция классической эмблемы на примере мозаичных
памятников Средиземноморья.............................. 66
Выводы............;..................................... 88
Глава III. Мозаичные мощения восточных римских провинций: к вопросу о трансформации классической композиции
3.1. Вопросы орнаментального декора в античных мощениях 89
3.2. Типы построения композиции мозаичных мощений .......... 93
3.3. «Альтернативные» мощения............................... 98
Выводы................................................. 105
Глава IV. Мозаичное мощение Хризотриклинии Большого
императорского дворца в Константинополе в контексте взаимодействия эллинизирующего и альтернативного направлений.
4.1. Проблемы композиции................................... 107
4.2. К вопросу о датировке мозаик Хризотриклиния........... 110
4.3. Сравнительный анализ мощения Большого дворца (Константинополь) с мозаиками Пьяцца Армерина (Сицилия)
и Апамеи (Сирия)....................................... 114
Выводы................................................. 121
Заключение...................................................... 123
Примечания...................................................... 130
Список используемой литературы ................................. 141
Список принятых сокращений...................................... 152
Приложение 1. Словарь терминов и понятий........................ 153
Приложение И. Таблицы типовых мотивов........................... 162
Альбом иллюстраций...............................................244
2
ВВЕДЕНИЕ
Неразрывно связанная с архитектурным окружением мозаика является неотъемлемой частью одного из видов изобразительного искусства -монументальной живописи и включает в себя самые разнообразные техники убранства сакральных, общественных и частных архитектурных сооружений, участвующие в формировании эстетических предпочтений своего времени. Мозаика служила не только элементом декора в архитектуре, но и демонстрировала могущество и богатство тех, кто ее заказывал. Собственно мозаичное искусство в свою очередь подразделяется на мозаики, расположенные на стенах и сводах архитектурных объектов, и напольный декор. Декоративные мощения являются наиболее ранней формой проявления именно мозаичного искусства. Тесно взаимодействуя с архитектурным контекстом, они выполняют ту же декоративную функцию, что живописные и мозаичные произведения на стенах и сводах античных зданий. Исполненные в разных стилях и техниках мощения, обнаруженные в огромном количестве, позволяют проследить эволюцию искусства в период, от которого почти не сохранилось настенных мозаик, а тем более мозаик сводов.
В настоящей диссертации рассматриваются напольные мозаики, созданные в период, который начинается в IV веке до н.э. и завершается в VII веке н.э. Обилие материала вынуждает ограничить круг исследований фигуративными сюжетными мощениями, что позволяет особое внимание уделить мозаичным техникам вермикулатум и тесселатум. Обширные и глубокие исследования зарубежных ученых свидетельствуют о том, что интерес к мозаичным мощениям древности не угасает. Сохранившиеся и вновь открытые мозаики являются предметом научных интересов широкого круга ученых.
Технологические процессы мозаичного набора мало трансформировались за два тысячелетия; несколько быстрее происходили
3
рассыпая гальку по свежезалитой стяжке, и только со временем стали появляться сначала простые, даже примитивные, орнаментальные узоры. Они постепенно усложнялись, превращаясь в орнамент, который становился основным изобразительным мотивом и который в дальнейшем уступил эту роль антропоморфной и зооморфной картине. Орнамент как бы отошел на вторые роли в архитектурном убранстве строений, но, как это бывает с талантливыми артистами второго плана, порой он выглядел не менее убедительно, чем главное действующее лицо декора - напольная картина. Такие мощения набирались исключительно из природных материалов, которые привлекали владельцев приморских жилищ в первую очередь своей практичностью и красотой. Морские окатыши, набранные в мозаичное ложе так, чтобы над поверхностью возвышалась их меньшая часть, создавали прохладу и услаждали взор. По ним было приятно ходить в жаркую погоду босиком, а после дождя или полива ошлифованные природой камни раскрывали прелесть своей текстуры, поскольку для того, чтобы камни мощений, теряя присущий сухой гальке белесый налет, становились драгоценными, ее достаточно смочить. Техника галечного набора, которая с художественной точки зрения сближается с графикой, зародилась в странах Ближнего Востока, но наибольшее развитие получила в Греции, латинское же название ЬагЬапстп она приобрела значительно позже, когда миновал период ее расцвета. Этимология термина не исключает того, что техника могла быть заимствована греками у ближайших или отдаленных соседей, и в этом случае уместно название «негреческий». Нельзя исключить, что техника открыта греками самостоятельно, и тогда актуально латинское название «не римский, не италийский». Но, учитывая то, что термин появился приблизительно в период заката замечательного мастерства и то, что самое древнее из открытых мощений VIII века до н.э. обнаружено в самом центре Малой Азии, а лучшие произведения конца IV века до н.э. - в столице Македонии Пелле, последняя трактовка кажется предпочтительнее. Несмотря на исключительное мастерство исполнения многих мозаик в технике
барбарикум, владельцы в первую очередь отдавали предпочтение практичности галечного мощения и до какого-то времени мирились с ограниченностью цветовой палитры, с графичностыо мозаичного набора. Галечные мозаики в начальный период развития не рассматривались как произведения искусства и носили прикладной характер, но то, что ими украшали полы святилищ, храмов и дворцов, говорит о востребованности этого искусства.
Мощения из гальки, обнаруженные в Малой Азии и Ассирии, созданы ранее, чем в Греции, где самые древние мозаики, имеющие композиционное построение, обычно датируются концом V века до н.э. В дальнейшем техника барбарикум постоянно развивалась, процесс развития может быть прослежен от архаичных орнаментов или сакральных образов с минимумом внутренних членений на фигурах ранних мозаик до более детализированного изображения к концу IV века до н.э. Галечные мозаики с простыми узорами открыты в Испании и датируются периодом VII—IV веков до н.э. На острове Сицилия техника галечной мозаики не получила широкого распространения -единственным известным образцом является мозаика из карфагенской Мотии, к тому же, согласно недавним исследованиям, она относится к разряду так называемых перемещенных мозаик. Севернее - на берегах Черного моря в Ольвии и Херсонесе, в Средиземноморье - на Кипре, в Курионе, Неапафосе и значительно восточнее — во дворце Ай Ханум в Афганистане обнаружены мозаики Ш-И веков до н.э. Существование местных вариаций проявилось в примитивной технике исполнения мозаик из Арпи в Апулее. Если в период архаики простые галечные мозаики украшали полы святилищ, то в классический период почти все мозаики обнаружены в частных домах. Свидетельства существования местных традиций в напольных мощениях, где монохромные камни, составляющие узоры, выложены под углом к их основе,, встречаются в Италии. С начала III века до н.э. галечные мозаики становятся отживающей техникой, передав своим преемникам - фигуративным образцам в технике тесселатум и вермикулатум — множество сюжетов, мотивов и
- Київ+380960830922