Ви є тут

Типология частного коллекционирования в России XVIII века и художественные коллекции

Автор: 
Любимцев Сергей Владимирович
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172280
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение.............................................................3
Глава 1. Опыт собирательства в России XVIII века в контексте историко-культурных преобразований.
§ 1 .Предпосылки возникновения систематического
коллекционирования. Влияние политических приоритетов государства на
формирование частных коллекций......................................13
§2.Система эстетических ценностей, формирующих индивидуальность коллекционера. Влияние художественного рынка Европы и России на частное собирательство...........................22
Глава 2. Основные типы частных коллекций в XVIII веке
§1.Коллекции универсального типа - кунсткамеры. Собрания Я.В.
Брюса, Д.М. Голицына, A.A. Виниуса..................................36
§2.Бытовое коллекционирование. Художественные коллекции. Картинные галереи. Крупнейшие частные собрания: Шереметевых, К.Г. Разумовского, A.A. Безбородко, A.C. Строганова, Юсуповых, И.И.
Шувалова............................................................44
§3.Портретные галереи. Портретные галереи Шереметевых,
Глебовых-Стрешневых.................................................69
§4.Коллекции предметов русской старины. Коллекции А.И. Мусина-Пушкина, П.Ф. Карабанова, Ф.А. Толстого.............................72
Глава 3. Частная коллекция и художественно-просветительские идеалы общества.
§1.Частная коллекция в системе художественного
образования.........................................................78
§2.Частная коллекция как начальный опыт музейного собирательства, классификации и каталогизации предметов искусства...........................................................85
Заключение..........................................................91
Примечания..........................................................95
Список использованной литературы...................................101
Альбом иллюстраций.................................................112
Список иллюстраций..................................................160
Введение
Тема настоящего исследования - «Типология частного коллекционирования в России XVIII века. Художественные коллекции». От первых «кабинетов», заполняемых владельцами разнообразными необычными предметами, где собственно искусство было представлено большей частью гравюрами, к созданию собственных галерей целой плеядой российских коллекционеров, - такова эволюция частного коллекционирования за одно столетие.
Рассматривая начальный этап частного коллекционирования XVIII века, нельзя было обойти вниманием коллекции универсального типа, так как именно из этого типа коллекций, появившегося на заре систематического коллекционирования, пришедшего на смену стихийному собирательству, произросли все типы частных коллекций не только XVIII века, но и более позднего времени. Дальнейшее исследование было локализовано на коллекциях художественных. За рамками исследования остались естественнонаучные, ботанические, военно-исторические и иные коллекции.
Для данного исследования был избран материал, связанный, главным образом, с коллекционированием произведений профессионального искусства. Был рассмотрен слой коллекционеров, ориентирующихся на традиции новой культуры, открытой для восприятия западного искусства.
Поскольку конец XVIII века был отмечен проявлением интереса к отечественной истории и культуре, в исследование включен также ряд коллекций русских древностей.
Актуальность темы. Выявление и классификация основных типов коллекций на стадии их формирования позволят определить генезис и эволюцию художественного собирательства в России. Первые частные собрания отдавали дань всему необычному в мире предметов и подражали примеру собирательства Петром I «куриозов». Таким примером служит
3
изобразительного искусства. Мощный импульс этому явлению дало первое заграничное путешествие Петра I. По выражению В.О. Ключевского: «он ехал за границу не как любознательный и досужий путешественник: чтобы полюбоваться диковинками чужой культуры, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему надобными мастерствами: он искал на западе техники, а не цивилизации».25
Первые впечатления любознательного путешественника заставили обратить его внимание не только на технику, но и на такие стороны европейской культуры, к восприятию которых он был мало подготовлен условиями своего воспитания. В этом путешествии Петр уделил большое внимание музейным собраниям как научным учреждениям и источникам знаний, обретенных на опыте систематического собирательства. Серьезный интерес к ним вскоре перерос в страстное увлечение, ярко проявившееся уже при первом посещении Дрезденской кунсткамеры. Петр I убедился в исключительной важности этой формы просвещения, поскольку она давала такую наглядность представлений от собранных здесь предметов, какую не могла дать ни одна книга.
Многочисленность и разнообразие увиденных собраний, значение, которое им придавалось, дали возможность Петру понять, какое большое место они занимали в европейской культуре. Петр осматривал достопримечательности во всех городах, через которые он проезжал. Так, в Голландии, бывшей главной целью его путешествия, кроме изучения кораблестроения, он осматривал медицинский ботанический сад, музей Рюйша (современная транскрипция - Рейсх). Впечатления от последнего
Л/
оставили автор «Записной книжки»“ и Б.И. Куракин, осматривавший его в 1705г. В составе собрания Рюйша была знаменитая коллекция анатомических препаратов и зоологические коллекции.
В Лейдене Петр I посетил Лейденский университет, осмотрел анатомическое и зоологическое собрания Лейденского музея, ботанический сад. Здесь русский император имел возможность ознакомиться с собраниями
15
этнографических и археологических предметов, образцами китайского оружия, китайских книг и ряда других китайских вещей. В этом же музее были египетские мумии, различные идолы, оружие и бытовые предметы из Африки и Ост-Индии, бревенчатая норвежская хижина, образцы обуви различных стран (в т.ч. Московии).
Есть сведения о посещении Петром 1 в Амстердаме частных собраний различных редкостей. Одна из них - коллекция Якоба де Вельде, в которой кроме книг, глобусов, различных инструментов была коллекция античных бронз, античных резных камей и монет. Гравюра с изображением Петра I у Якоба де Вельде описана Д.А. Ровинским.
В собрании архитектора Схейнфута (1652-1727) Петр осмотрел собрание римских монет и окаменелостей, коллекцию раковин, пользующуюся большой известностью. Часть этих собраний была приобретена в 1721 году Шумахером для петровской Кунсткамеры. Известно также, что Петр знакомился в Лондоне с английскими собраниями, в частности, с собранием оружия лондонского Тауэра и собранием натуральных редкостей музея Королевского общества. Последнее состояло из следующих основных разделов: животные, растения, минералы, редкости искусства (среди которых: этнографические коллекции и собрания разных приборов и инструментов). Экспозиция музея напоминала в общих чертах лейденский анатомический театр, как писал о нем один английский путешественник: «редкости, как и там, размещены в шкафах, а животные и птицы развешены вокруг всего зала».28
На обратном пути из Голландии Петр осмотрел Дрезденскую кунсткамеру, где имелись естественноисторические коллекции, и произведения прикладного искусства. Главный интерес вызвали коллекции, связанные с географией и измерительными приборами, механические игрушки, собрание зеркал и многое другое, связанное с разными видами ремесла и хирургией.
16