Ви є тут

Орнамент в рязанском народном костюме конца XIX - начала XX веков : к проблеме определения региональных особенностей

Автор: 
Большова Светлана Ивановна
Тип роботи: 
к проблеме определения региональных особенностей
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
241
Артикул:
172144
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3-19
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ЮЖНОРУССКОГО КОСТЮМА.
СООТНОШЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И ЛОКАЛЬНОГО 20-45
Глава И. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ В ОРНАМЕНТАЦИИ
РЯЗАНСКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 46-80
2.1. Орнаментация понев 46-56
2.2. Орнаментация наплечной одежды 56-72
2.3. Орнаментация головных уборов 72-80
Глава III. ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ДЕКОР ТРАДИЦИОННОГО РЯЗАНСКОГО
КОСТЮМА. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СЕМАНТИКА
И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ 81- 127
3.1. Костюм Мещеры 93-101
3.2. Костюм Сапожковского уезда 101-107
3.3. Костюм Михайловского и Пронского уездов 107-116
3.4. Костюм Спасского уезда 116-122
3.5. Костюмы сел Мелехово. Чучково, Копнино 122-123
3.6. Костюм южных уездов 124-128
Глава IV. ПУТИ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОННОГО ОРНАМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ И
МОДЕЛИРОВАНИИ ОДЕЖДЫ 129-157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158-170
ПРИМЕЧАНИЯ
Введение 170-171
Глава I 172-181
Глава II 182-192
Глава Ш 192-200
Глава IV 201-204
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 205-214
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 215
ПРИЛОЖЕНИЕ I 216-230
Перечень иллюстраций
ПРИЛОЖЕНИЕ П 231-241
Словарь региональных названий узоров, декоративных приемов и материалов
ВВЕДЕНИЕ
Искусство народного костюма составляет существенную часть национальной художественной культуры, ее традиционного наследия и современного художественного творчества. Рязанский народный женский костюм конца XIX - начала XX веков, наделенный ярким художественным своеобразием, особой архаичностью компонентов и декора, богатым духовным содержанием, явленным в его отточенной веками художественной форме, нуждается во всестороннем изучении. Важным является исследование его как целостного культурного феномена, сконцентрировавшего в себе синтез и взаимодействие различных аспектов, присущих праздничной народной одежде в целом. Рязанский праздничный костюм аккумулирует в себе все сферы текстильного художественного творчества, с ним связаны важнейшие стилеобразующие понятия, определяющие структуру самобытного художественного образа. Он, в отличие от будничной одежды, крепко связанной с бытовыми реалиями, насыщен символическим содержанием, придающим ему неповторимую художественную логику. Такие сопровождающие его визуальные характеристики, как неудобочитаемость форм, обилие и разнообразие декора, богатство колорита рассматриваются учеными как овеществление древних мифологических образов и тайн мироустройства. Гак, по словам Б.А.Рыбакова, «одетая в свой традиционный праздничный наряд древнерусская княгиня или крестьянка из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной ...»1.
Несмотря на то что рязанский костюм давно признан самобытным явлением национальной художественной культуры, отдельные экземпляры представляют наиболее ценную часть фондов отечественных музеев, в его изучении осталось еще немало обширных лакун. К кругу наименее исследованных проблем относится искусство орнаментации рязанского народного костюма, во многом определившее региональную художественную специфику рязанского костюма.
23
что самому распространенному типу принадлежала вятичская клетчатая темносиняя понева, давшая в ходе дальнейшего развития многочисленные локальные вариации. Огромное количество вариантов также возникло в рамках другого типа понев, связанного с культурой славянских племен Подонья. Это были легкие клетчатые поневы красного или черного цветов, получившие распространение в костюмах Воронежской, Тульской губерний, в южных районах Рязанского края, в отдаленных местах Орловщины. Помимо клетчатых понев в рязанских и пензенских костюмах еше можно было встретить другой, довольно редкий тип понев, относящийся к кривичской культуре (илл. 2-13). Согласно исследованиям Б.А.Куфтина (72: 70), на севере и северо-востоке Рязанского края бытовали тяжелые поневы, с применением сложной технологии изготовления, двухцветные с красно-синими пересекающимися полосами, поверх которых стелился белый ковровый рисунок, а также гладкие и с поперечными полосами. Похожие поневы - темно-синие с красной каймой -были распространены на территории Калужской области (в районе водораздела Угры и Болвы), полосатые поневы также носили крестьянки некоторых сел Пензенской губернии, что указывает на миграцию рязанцев и перенесение художественных традиций на эту территорию (илл. 16).
Свойственные поневам резко очерченный силуэт и монументальная форма зависели от конструктивных решений12, в основе которых лежит использование прямокроенных деталей и применение прямоугольника в качестве модуля. Южнорусские поневы по конструкции делились на распашные («растополку»), закрытые или глухие (с прошвой) и плахту (илл. 19), представлявшие в каждом случае свое пластическое решение (110: 107-108). Простые и незатейливые в крое, в носке все три разновидности приобретали объем, словно распираемый внутренней силой и оттого напряженный — качество, свойственное в целом архаической скульптуре.
Поневу-плахту, состоявшую из трех вытянутых прямоугольных кусков ткани разной длины, носили в Орловской и Курской губерниях. Полотнища этой поневы укладывались вокруг бедер таким образом, что в результате
24
получалась форма, построенная на игре жестких плоскостей и углов, образованных сгибами ткани. Особая статичность формы, игнорирующая всякое движение, была присуща распашным поневам, напоминающим в своей жесткости больше древесную кору, нежели изделие из ткани. Они представляли собой, как правило, три (иногда — четыре) свободных полотнища, не сшитых с одной стороны и соединенных на поясе «гашником». Рассматриваемые поневы бытовали вплоть до начала XX века на севере Рязанского края, в селах Пензенской губернии, но особенно были характерны для костюмов Орловской губернии. По мнению М.А.Сабуровой13 именно такая конструкция была свойственна славянской (вятичской) поневе (илл. 20, 21). Более мягким, в отдельных случаях подвижным объемом, по сравнению с предыдущими образцами, отличалась закрытая (глухая) понева, являвшаяся дальнейшей трансформацией древней распашной поневы (илл. 22). В южнорусских костюмах конца XIX - начала XX веков она получила повсеместное распространение.
С упомянутыми типами и конструкциями понев корреспондируют определенные принципы декорирования, ослабляющие неподвижность формы и излишнюю «фасадность» данного предмета. Именно декоративное оформление придает поневам всех районов южнорусского пространства богатую вариативность. Например, убранство большинства глухих черных, красных и вятичских клетчатых понев представляло широкую (30-40 см) полосу, пришивавшуюся к подолу и инкрустированную яркими шелковыми и металлическими лентами разных цветов. Среди этих понев особенной пышностью, рельефностью и пластической подачей декоративных приемов отличалась черная глухая понева, распространенная в Воронежской губернии. Крестьянки этой местности использовали в декоре ткани традиции восточного ткачества, вышивали по подолу геометрические узоры шерстью-гарусом красно-оранжевого цвета, с включением зеленого, синего цветов, придававших воронежскому костюму полихромность, витальность и экспрессивность (илл. 23). Тяжеловесность и фактурная выразительность воронежской поневы в