Ви є тут

Пейзажная живопись И. С. Остроухова

Автор: 
Рымшина Татьяна Алексеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2001
Артикул:
172480
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ЧАСТЫ
Введение 3-18
Глава I. Формирование художественной индивидуальности 19-53 Глава И. Развитие пейзажной концепции И.С. Остроухова
в произведениях 1880-1890-х годов 54-118
Глава III. Пейзажи И.С. Остроухова конца XIX-
начала XX века 119-142
Заключение 143-153
Примечания 154-190
Архивные источники 191 -192
Библиографический список литературы 193-229
ЧАСТЬ 2
Оглавление 230
Список иллюстраций 231-238
Иллюстрации 239-299
Приложения 300
Приложение 1. Основные даты жизни и творчества
И.С. Остроухова 301-343
Приложение 2. Выставки с участием произведений
И.С. Остроухова. 1884-1925 344-351
Приложение 3. Список произведений И.С. Остроухова 352-432
Принятые сокращения 433
3
ВВЕДЕНИЕ
На фоне замечательных имен пейзажистов второй половины XIX - начала XX века творчество Ильи Семеновича Остроухова (1858-1929) воспринимается коротким эпизодом в истории русского искусства. В научном обороте находится скромное число его произведений: ^Золотая осень’ (1887), “Ранней весной” (1887), “Первая зелень” (1888), “Сиверко” (1890), “Весна” (1891), “Купавы на пруду” (1892), “Вечер на реке” (1893), “Перед дождем” (1895), упоминается несколько этюдов разных лет. Этим исчерпывается обзор искусства Остроухова, рассматриваемого обычно в рамках последнего пятнадцатилетия XIX века, несмотря на то, что художник продолжал работать с некоторыми перерывами в начале нового столетия.
Из сложившегося перечня искусствоведами выделяется в основном картина “Сиверко”. Дань признания, выпавшая на ее долю, сильно потеснила как предыдущие, так и последующие создания Остроухова. В результате “Сиверко” фигурирует в пейзажной живописи фактически автономно от прочих произведений художника, считаясь чуть ли не “единственным настоящим “случаем” в его искусстве”1.
Творческое наследие И.С. Остроухова значительно превосходит устоявшийся хрестоматийный ряд. Его произведения сосредоточены в Третьяковской галерее, Русском музее, музее-заповеднике “Абрамцево”, музее-заповеднике В.Д. Поленова, в других художественных музеях, картинных галереях России и сопредельных стран ближнего зарубежья. Некоторые работы находятся в частных собраниях. Но до настоящего времени самые известные его пейзажи не нашли должного освещения. Впрочем, и картина “Сиверко” при
48
ведениях В. Васнецова, становится сопечальницей людской доли. Эта линия находит продолжение в творчестве М. Нестерова.
В 80-е годы XIX века березы предстают в “хороводно-хоровой” общности в произведениях Куинджи, Шишкина, Левитана, Коровина, выражая идею “растущей Россини ее “соборности”71.
Главным “действующим лицом” выступает береза в весенних и осенних этюдах Остроухова, выполненных в 1885 году. Он пишет отдельные березы, группы или целые скопления, чтобы разобраться в этой “своеобразной морфологии пейзажной предметной метафоры”72. Часто останавливается на каких-нибудь деталях, как, например, в тонком по исполнению весеннем этюде “Березы” (1885, Музей-заповедник “Абрамцево”), где внимание сосредоточено на выявлении структуры и направления ветвей, составляющих характер дерева.
Порой Остроухое обращается к одному и тему же мотиву, пробует его в разных техниках с одной целью - найти художественное соответствие живой красоте, увиденной в природе. Этюд “Березы осенью” (1885, Музей-заповедник В.Д. Поленова. Ил. 10), написанный маслом, и акварельный этюд “Березы. Осень. Абрамцево” (1885, ГТГ. Ил. 11), на первый взгляд, незначительно разнятся друг от друга по композиции. Они созданы почти с одного места, но содержательное наполнение и живописный строй не сходны между собой.
В первом этюде передана атмосфера . вслушивания в затихающий голос природы. Настроение осенней закатности, грустное звучание прощальной мелодии уходящего праздника красок слышатся в контрасте белоствольной березы и зеленеющего ельника, в светло-желтых, золотисто-коричневых пятнах опавшей листвы, негромким эхом отзывается в бронзовой кроне перелеска.
Второй этюд настраивает на “общение” с персоналиями рощи. Для этого фрагментируется композиция, укрупняется первый план,
49
акцентируется характерность растительных форм, замедляется темп восприятия. Глаз все время останавливается, чтобы, не спеша, рассмотреть живописную игру природы: увидеть тонкую графику гибких ветвей, почувствовать силу прорастания дерева, взбугрившей корнями почву, крепость ствола, восхититься деликатным узором умбристо-коричневых вкраплений и пунктирных прочерков на гладком атласе коры. Взор напитывается темно-изумрудной зеленью елей и травы, золотистым убором перелеска, самоцветной яркостью желтой, оранжевой, красной листвы.
Остроухова волнует, прежде всего, береза в индивидуальном своем выражении, ее бытование в природе. С поразительной наблюдательностью и психологизмом раскрыта жизнь дерева в трех поколениях в акварельном этюде “Березки” (1885, ПТ. Ил. 12). Из общего лесного окружения вычленяется группа берез, крупным планом изображаются только стволы. Они образуют в композиции некий пространственный треугольник, фиксированный корневищами, в котором возникает особое смысловое поле. Березы объединены типологическим родством, связаны с родной землей, крепкая их нерасторжимость подчеркнута широкой распластанностыо корней. Вместе с тем они обособлены друг от друга приличным расстоянием. Светлые диагональные дорожки еще больше размежевывают их между собой. Скользящий свет солнечных лучей, тональные переходы ненавязчиво напоминают о земных пределах. Взгляд, переходя с одной березы на другую, видит закономерную смену поколений, существующую в природе и в человеческой жизни.
Справа в глубине стайкой стоят совсем юные, тонкие березки. Их ветви трогательно простираются в сторону двух, более старших по возрасту. В самом центре возвышается молодая береза. Она, отодвинувшись от всех, красуется стройным и крепким станом, не