Ви є тут

Творчество алтайских художников по текстилю второй половины XX века

Автор: 
Кирюшина Юлия Владимировна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172383
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................4
Глава 1. Барнаульский хлопчатобумажный комбинат как сибирский центр российской текстильной промышленности ....................15
1.1. Краткий очерк истории российского текстиля
до середины XX века............................................15
1.2. История строительства Барнаульского хлопчатобумажного комбината.......................................................53
1.3. Создание творческой мастерской текстильного рисунка
иод руководством Г.А. Белышева.................................56
Глава 2. Художественный текстиль как вид
декоративно-прикладного искусства..............................69
2.1. Понятие и сущность художественного текстиля...............69
2.2. Стилизация как средство разработки рисунков для художественного текстиля........................................77
2.3. Роль архетипических мотивов в создании текстильного рисунка..83
2.4. Основные принципы классификации орнаментальных мотивов....91 Глава 3. Орнаментальные традиции и новаторство художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината............96
3.1. Освоение отечественных традиций оформления хлопчатобумажных тканей.........................................96
3.1.1. Белышев Г.А как носитель ивановских традиций художественного текстиля........................................96
3.1.2. Первые ткани на Барнаульском хлопчатобумажном
комбинате 1963-1970 гг.........................................100
3.2. Развитие традиций поиски художников творческой мастерской ХБК в 1970-1980 гг.............................................109
з
3.2.1. Модернизация геометрического орнамента в новых мотивах текстильного рисунка..........................................109
3.2.2. Разработка мотивов народных русских промыслов в тканях Барнаульского хлопчатобумажного комбината как проявление ведущих тенденций российского текстиля 1970-х годов...........115
3.2.3. Инновационные достижения Белышева в разработке рисунков для текстиля с включением архетипических
мотивов культуры Горного Алтая................................119
3.2.4. Развитие орнаментальных традиций в юбилейных тканях 122
Заключение....................................................127
Список сокращений.............................................131
Список источников и литературы................................132
Список иллюстраций............................................143
Иллюстрации...................................................150
Приложения....................................................171
19
отход от простых тонов, и вводятся переходные оттенки, смягчающие общий колорит ткани.
Основная тенденция художников-декораторов ткани первой половины XVIII века заключалась в сближении с природой, в оживлении орнамента и стремлении придать ему лёгкость, гибкость, грациозность. Эти декоративные приёмы требовали большого мастерства и сравнительно высокого уровня.
Для реальной передачи цветов, листьев, плодов необходимы были многокрасочность и перспектива. Всё это достигалось путём введения в ткань значительного количества разноцветных нитей. Число цветных нитей различных тонов в зависимости от сложности и полихромности рисунка колебалось от 8-14 до 14-16 [75, с. 643-644].
Со второй половины XVIII века в России начинают производить ситцы, полуситцы, выбойки по хлопчатобумажной основе [приложение 4]. Они находят широкое распространение как плательные и декоративные ткани в самых различных слоях общества и городском купеческом быту XVIII века. Специальные сорта выбойки, так называемые уборные полотна, употреблялись в декоративных целях, ими обивали стены в дворянских особняках, обтягивали мебель. Такие ткани делали на первых ситцевых фабриках Петербурга и Иванова.
Развитие ситценабивной промышленности концентрировалось в тех губерниях, где издавна существовали ручное ткачество холста, а также крестьянские набоечные промыслы, как, например, на севере России, Среднем Поволжье. Здесь было необходимое сырье для набойки и навыки ремесла в среде посадского и крестьянского населения.
По указу Мануфактур-конторы в 1755 году была создана первая в России ситцевая фабрика в Красном Селе под Петербургом английскими купцами Чемберленом и Козенсом. В 1763 году основана фабрика в Шлиссельбурге. Правительство различными запретительными указами охраняло
20
монопольное право иностранцев производить набойки заварными красками по хлопчатобумажной ткани. Мелким предприятиям разрешалось печатать набойку только старым способом, на масле синей краской по льняной основе (указ 1758 года). Тем не менее, мелкие кустарные производства набойки были очень распространены в селе Павлове, селе Мишневе Московской губернии, в городах Коломне, Димитрове.
С середины XVIII века особую роль стал играть район Владимиро-Вязниковский, особенно Шуйский уезд с окрестными селами Иваново, Кохма, Шуя, Тейково. Село Иваново ещё с XVII века было известно своими холщевниками и красильщиками. В начале XVIII века ивановские крестьяне торговали узорчатыми набойками в различных городах: Москве, Петербурге, Астрахани, Казани, а также на Ростовской, Макарьевской и Холуйской ярмарках.
Первые набоечные фабрики в Иваново появляются в 60-х годах XVIII века. Первую ситценабивную мануфактуру организовал крестьянин Ишин-ский в 1762 году. Ивановцы имели небольшие набоечные мастерские в Петербурге, некоторые из них специально работали на Шлиссельбургской фабрике Лимана. Там они узнавали способы закрепления красок на ткани и применяли их на своих предприятиях в Иванове.
С развитием ситцепечатания в России начинается значительное изменение в орнаментации тканей. В 70-е годы XVIII века предпочтение отдастся ясным логичным построением орнамента и симметрии. Асимметрия, преобладание кривой линии, игра масштабов уходят из употребления. В орнаментацию тканей, как обязательный элемент, начинает вводиться прямая линия. Причудливые, извилистые линии сменяются плавными волнообразными. Преобладает растительный орнамент.
Все эти явления в орнаментации получают дальнейшее развитие в 80-е годы. Характерную особенность тканей последней трети XVIII века составляют продольные полосы. Они являются основой композиции орнамен-