Содержание.
Введение................................................................2
Примечания к Введению..................................................17
Глава I. Иконы в чине Торжества Православия, совершавшемся
в Успенском соборе в XVI-XVII вв.......................................23
Примечания к Главе 1...................................................38
Глава II. Нагробные покровы московских святителей и «иерусалимы» в
богослужении Успенского собора в XVII в................................45
Примечания к Г лаве П..................................................64
Глава III. Городские процессии средневековой Москвы: истоки, традиции и
своеобразие............................................................71
Примечания к Главе Ш..................................................106
Глава IV. Чин Воздвижения Креста Успенского собора и московская
интерпретация иконографии праздника Крестовоздвижения.................114
Примечания к Г лаве IV................................................131
Заключение.......................................................... 137
Приложение I. Сцены детства в житийных иконах святителя Николая и
праздник его Рождества 29 июля........................................142
Примечания к Приложению 1.............................................152
Приложение II. О некоторых особенностях иконографии Великого Входа
в древнерусском монументальном искусстве............................. 157
Примечания к Приложению II........................................... 167
Приложение III........................................................171
Приложение IV.........................................................175
Рукописные источники................................................. 185
Литература............................................................186
2
Введение.
В последнее время исследователи все больше обращаются к искусству и культуре Позднего Русского Средневековья, которые долгое время оставались вне должного внимания историков искусства. Сложный, переломный характер эпохи, с одной стороны продолжавшей средневековые традиции, а с другой -вырабатывавшей новые эстетические позиции, обусловил ее диаметрально противоположные оценки. Русское государство, проявляя интерес к собственной истории, осознавало себя еще и в качестве хранителя византийского наследия. Стремления сохранить чистоту веры и доказать право на преемственность по отношению к Царьграду не могли не отразиться на художественном процессе и стали стимулом к собиранию и копированию древних святынь, что обусловило целый ряд специфических черт искусства этого периода. Как отмстила Э.С. Смирнова, для Позднего Средневековья характерны дидактика образа и историзм концепции, повлекшие за собой новые функции искусства1. Живопись приобретает характер проповеди, толкования. Она насыщена назиданиями, разъяснениями, содержит подробнейшие повествовательные циклы на сюжеты из национальной истории (особенно из житий русских святых и сказаний о чудотворных иконах). В это время возникают усложненные иконографические типы, иллюстрирующие богословские концепции и литургические сюжеты. В ХУ1-ХУП вв. как никогда ранее очевидна взаимосвязь литературы и искусства.
Стоит отметить еще одну особенность жизни древнерусского города периода Позднего Средневековья. Любовь к процессиям с чудотворными иконами и мощами святых, за которыми на Руси закрепилось название крестных ходов, получила новый импульс в связи с возросшим интересом к греческим реликвиям и богослужению Восточных Церквей. В XVI-XVII вв. в стациональном2 богослужении участвует огромное количество произведений искусства, что не может не привлекать к этому феномену искусствоведов. Информация о городских процессиях собиралась и подробно записывалась причтом кафедральных соборов. На основании записей об особенностях богослужения кафедрального собора были составлены Чиновники.
В средневековом обществе все стороны жизни были тесно взаимосвязаны, именно поэтому процессы, происходившие в культуре и искусстве, находили
17
церкви, особую роль приобретают образы царя Константина и св. папы Римского Сильвестра. Они наделяются чертами идеальных правителей, светского и духовного. Первый защитник веры от врагов, второй - борец с ересями, хранитель ее чистоты, что символизировал подаренный императором белый клобук. Иконография Воздвижения Креста давала уникальную возможность продемонстрировать Торжество православного мира, находящегося под защитой Креста Господня. Для создания образа идеального государства поступились конкретными историческими деталями. Изображение иерусалимского патриарха Макария было заменено на изображение св. Сильвестра.
В первом приложении рассмотрены особенности московского торжества на память Рождества св. Николая и его влияние на иконографию житийных икон Мирликийского святителя. В Москве в этот день совмещали празднование в честь некоторых чтимых икон св. Николая, сыгравших значительную роль в жизни государства.
Второе приложение посвящено особенностям иконографии Великого Входа в древнерусском монументальном искусстве ХУ1-ХУ11 вв. Изучение письменных источников при работе над диссертацией позволило объяснить своеобразие русских композиций, получивших большое распространение в живописи XVII в.
В третьем приложении собраны тексты Чиновников, в которых говорится о подготовке храма к праздникам, об освещении иконостаса. Эти редкие свидетельства дают представление об изменении облика собора в зависимости от богослужебного календаря.
В четвертом приложении, относящимся к Третьей главе, даны таблицы, в которых сравниваются новгородские и московские крестные ходы, а также московские процессии первой и второй половины XVII в
Примечания к Введению.
1 Смирнова Э.С. Художественная культура Древней Руси периода Позднего Средневековья (кон. ХУ-ХУП вв.). Некоторые проблемы. Текст доклада,
18
прочитанный на семинаре в МГУ по искусству Позднего Средневековья. Февраль, 2004.
Термин «стациональная литургия» был применен Балдувином для обозначения городских богослужебных процессий. См.: Baldovin J. The Urban Character of Christian Worship. Roma, 1987.
3Дмитриевский A. A. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Киев, T.I. С.IV.
4Слово «чин» в славянском языке означает порядок. «Таким именем в богослужебных книгах называется полное изложение или указание всех, как изменяемых, так и неизменяемых молитв, назначенных для известного богослужения, с обозначением их взаимной последовательности». См ..Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993, (репринт). С. 823. ^Никольский К. О службах Русской Церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПб., 1885\ Дмитриевский А. Богослужение в русской церкви в XVI в. Казань, 189Голубцов А.П. Соборные чиновники и особенности службы по ним. М., 1907; Мусин А., диакон. Святые мощи в Древней Руси: литургические аспекты почитанияУ/Восточнохристианские реликвии. М., 2003.
С. 363-386 и др.
6Рындина А.В. Большой Иерусалим Успенского собора Московского Кремля // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. Т. 14. М., 1992. С. 133-147.
Голубцов А.П. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. М., 1908. С. (Далее Голубцов, 1908)
8Голубцов, 1908. C.VTII.
9Ксларский обиходник Матфея Никифорова старца Кирилло-Белозерского монастыря 1655/1656 год. М., 2002. С. 9.
10Обиходник Троице-Сергиевой Лавры 1645 г. РГБ, ф. 304.1, 249.
11 Романенко Е.В. Нил Сорский и традиции русского монашества//Исторический вестник. №3-4. М., Воронеж, 1999. С. 99-113.
12Древнерусские иноческие уставы. М., 2001, (репринт).
- Київ+380960830922