2
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение................................................................ 3
Глава I. Теоретические основы становления интерьеров эпохи
классицизма в России......................................... 18
1.1. Предпосылки развития русского классицизма в контексте общеевропейских традиций......................................... 18
1.2. Влияние классицистических концепций на формирование
художественных принципов петербургского интерьера 23
Выводы....................................................... 37
Глава 2. Характерные особенности творческой деятельности итальянских художннков-декораторов в Петербурге: истоки и эволюция...................................................... 39
2.1. Принципы псрспективнзма и иллюзорность в моиументально декоративных росписях второй половины XVIII века:
Дж. Валериани и П. ди Готгардо Гонзаго....................... 39
2.2. Пейзажные и ориамс1гтально-геометрические циклы периода строгого классицизма Дж. Феррари, Л. делла Джакомо 49
2.3. Сложение единой системы живописного декора в эпоху высокого и позднего классицизма: художники «крут Д.-Б. Сшгпо>:
А. Вит, Б. Медичи, Ф. Торичелли. П. де Анжелн............... 55
Выводы....................................................... 75
Глава 3. Росписи (итальянских декораторов в практике архитектурно-художественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство ... 79
3.1. Декоративная живопись дворцовых интерьеров и особняков.. 79
3.2. Монументально-декоративные росписи общественных зданий 104
Выводы...................................................... 122
Заключение............................................................ 125
Примечания............................................................ 133
Список использованной литературы...................................... 153
Приложение............................................................ 165
ВВЕДЕНИЕ
Художественная культура каждой исторической эпохи складывается как результат движения, обмена, развития в обществе эстетических идей. Подобные процессы происходят и в сфере искусств, выполняющих в силу своей специфики различные функции. Декоративная живопись, обладающая многообразием средств художественной выразительности, чутко реагирует как на стилистические движения в области искусства, так и на все изменения жизни, становление ее новых качеств. В этом контексте большой интерес представляет монументально-декоративная живопись Петербурга периода русского классицизма.
В данном исследовании рассматриваются росписи петербургских интерьеров, исполненные итальянскими мастерами в конце XVIII - первой трети XIX века.
Преобладающей особенностью творческой деятельности итальянских художников-декораторов является преемственность и развитие традиций европейской художественной культуры, которые последовательно и ярко отразились в живописном декоре шггерьеров Петербурга. На протяжении эпохи классицизма русская декоративная живопись вбирала в себя этот общекультурный материал во всем переплетении различных источников, во всей полифоничной разнородности мотивов, идей, способов их образного воздействия и реализации. Таким образом, процесс монументально-декоративного убранства интерьеров Петербурга представляется в неразрывном единстве двух фаісгоров: общеевропейской традиции, и той преобразующей сшгтсзнрующей творческой работы, которая превращала этот исторический материал в качественно новое целое, обретающее новую образную и смысловую глубину, новые возможности развития.
Следует отметить, что применяя термин «декоративные росписи», мы подразумеваем особый художественный феномен этого вида искусств, роль и функции которого неразделимо связаны с понятием декоративности как фактора синтеза искусств, определяющего его связи с предметно-пространственной средой, среди которых главными становятся подчинение архитектуре, ее конструктивной и образной обусловленности. Так, исследуя процесс дифференциации видов искусства, связанных с проблемой синтеза, Е.Б. Мури на пишет: «... с эпохи Ренессанса... началось вычленение новых видов и жанров стенной живописи,
принципы организации внутреннего пространства, новые приемы его образной выразительности; меняется отношение к образу жизни, к среде, окружающей человека, формируется новый эстетический подход к взаимодействию архитектуры и искусства. Анализируются общие принципы дскорировки интерьера, складывающиеся в особую художественную традицию, наиболее значительное место во взаимодействующей системе которой принадлежит декоративным росписям. Выделяется в этом процессе роль итальянских художников-декораторов.
В главе II «Характерные особенности творческой деятельности итальянских художников-декораторов в Петербурге; истоки и эволюция» анализируются принципы перспективизма и иллюзорности в росписях Дж. Валериан» и П. ди Г. Гонзага, прослеживаются пейзажные и орнаментально-геометрические циклы художников Л. делла Джакомо и Дж. Феррари, выявляются общие и индивидуальные черты творчества художников крупна Д.Б. Скотти: А. Вип>, Б. Медичи, Ф. Торричелли. Исследуется образный и пластический язык росписей декораторов. Подчеркивается, что особенности творческого почерка этих мастеров складываются из многих, различных по своему происхождению и времени появления в русской и европейской культуре источников. Уточняются некоторые факты биографии итальянских декораторов, выявляется новое, ранее не известное в отечественном искусствознании имя крупного мастера декоративной живописи -Пьеро де Анжели, работающего в Петербурге в первой трети XIX века.
В главе III «Росписи итальянских декораторов в практике архитектурнохудожественного убранства петербургских интерьеров конца XVIII - первой трети XIX века: традиции и новаторство» исследуются композиционно-пространственные аспекты декоративных росписей, их взаимодействие с архитектурой, выявляется связь сюжетов и мотивов росписей с функциональным назначением помещений, их иерархией. Представлены фигуративная и орнаментальная живопись, исполненная итальянскими декораторами. Исследованы их взаимоотношения. Проводятся типологические и стилистические сравнения и параллели, просматривающиеся в росписях эпохи русского классицизма и декоративной живописи предшествующих эпох. Подчеркнут и изучен феномен итальянских декоративных росписей, который заключается в проявлении разнообразных стилистических приемов, включающих элементы ренессансного, барочного,
рокайлыюго искусства в границах системы классицистической эстетики.
В заключении подводится итог исследования, излагаются основные выводы, намечаются перспективы дальнейшей научной работы, определяется вклад итальянских художннков-дскораторов в развитие искусства росписей русских интерьеров.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы и приложения.
Объем работы: основной текст - 131 с. Библиография состоит из 184 источников. Диссертация сопровождается приложением, куда вошли используемые в работе архивные документы.
- Київ+380960830922