СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................3
Глава I
Просвещение в Италии и личность Дж.Б.Пиранези.................. 12
Глава II
Венецианский и римский периоды творчества
Дж.Б.Пиранези. Формирование творческого метода.................45
Глава III
Греко-римский спор. Проблема историзма
в творчестве Дж.Б.Пиранези.....................................101
Заключение
Жизнеспособность идей и метода Дж.Б.Пиранези...................135
Примечания....................................................149
Приложение
Даты жизни и творчества Дж.Б.11иранези.........................162
Список использованной литературы
171
ВВЕДЕНИЕ
Основная цель и главные задачи данной работы состоят в том, чтобы, с одной стороны, изучив и проанализировав конкретный материал о творчестве самого Джованни Баттиста Пиранези, с другой -охарактеризовать эпоху, в которую жил и работал великий итальянский мастер, эпоху Просвещения, выявив те ее наиболее важные особенности, факторы, которые повлияли на его творчество и явились стимулом изменений, значительных нововведений, привнесенных им в историю мирового изобразительного искусства.
Джованни Баттиста Пиранези посвящено немало работ иностранных и отечественных исследователей. Это своего рода «ииранезиана», которая подобна количеству литературы, посвященной Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бернини, Канове и другим выдающимся итальянским мастерам. Целесообразно, на наш взгляд, предложить во «Введении» обзор основных тематических аспектов, по которым шло изучение его творчества, выделить наиболее разработанные из них и, отчасти, обосновать недостаточную изученность такой конкретной проблемы как «Пиранези и Просвещение». Более детальная конкретизация задач диссертационной работы будет последовательно обозначена после краткого библишрафического обзора.
Гравер, архитектор, теоретик, реставратор, коллекционер, археолог-Пиранези - личность разносторонняя и неординарная, привлекающая в XVIII, XIX, XX столетиях внимание самых разных писавших о нем авторов -историков искусства, писателей, путешественников, профессиональных архитекторов, граверов.
Фигура Пиранези до сих пор видится овеянной флером романтики, некой тайной, разгадкой которой может стать лишь его творчество. Английский исследователь творчества Пиранези А.Самюэль в своей работе «Piranesi» (1910) пишет по атому поводу: «О жизни Пиранези могут немало рассказать его произведения. В его гравюрах отражается каждодневный груд
определяла не только задачи художественной литературы, но и научно-теоретических трактатов. Например, Пиранези свои сборники гравюр предварял текстами, всегда четко адресованными либо кругу ученых, либо людям, просто интересующимся искусством. Каждую гравюру Пиранези сопровождал подробным комментарием, а текст трактата «Parère su l’Architettura» («Соображения об архитектуре», 1765) построил в форме диалога между оппонентами, неизбежно побуждая читателя быть вовлеченным в дискуссию, погружаясь в мыслительный процесс.
Обогащение информацией раздвигает границы возможного знания. Одна из черт X VIII века - особое отношение к прошлому. Из потребности более точного знания, из стремления к созданию целостной картины человеческой истории, проникнутой ценностями гражданственности, прогресса, открытости, умеренности, толерантности и разумносги форм общественной жизни выросли исторические интересы Просвещения. Секуляризация истории, расширение географического и тематического горизонта истории, введение в оборот новых ключевых понятий и философско-исторических подходов, которые формулировали эволюционные концепции (заимствуя их у авторов древности) и основополагающие идеи (прогресса, способности к совершенствованию, цивилизации, естественной истории), позволили более научно интерпретировать историю.
Образцовым периодом в истории человечества оставалась античная цивилизация. Греко-эллинистический мир, а также республиканский и императорский Рим служили для исторической культуры Просвещения не только источником вдохновения, но и кладезем примеров, откуда философы черпали элементы подтверждения собственных выводов. Они обращались к реалиям античности как к неиссякаемому арсеналу казуистики, который можно было использовать при интерпретации извечных проблем политики или при конструировании новых политических моделей. Особенно важен был Рим - он давал критически настроенному историку наиболее полную картину величия и падения империи, стоявшей у истоков современной
18
Европы. Просвещение пристально изучало причины упадка и крушения самой большой политико-институциональной общности античных времен, результатом стало появление трудов Монтескье «Considérations sur la grandeur et la decadence des Romains» («Размышления о причинах величия и падения римлян», 1734), ЭГиббона «Decline and Fall of the Roman Empire» («История упадка и разрушения Римской империи», 1776 - 1787) и др.
История для просветителей не цель, но средство, инструмент самовоспитания и самообучения человеческого духа. В предисловии к сочинению Монтескье «Esprit des Lois» («Дух законов», 1748) говорилось:
«Я начал с изучения людей и нашел, что все бесконечное разнообразие их законов и нравов не вызвано единственно произволом их фантазии. Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие и всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другою, более общего закона».5 Исходя из познания всеобщих принципов и движущих сил истории, французский философ надеялся обрести возможность их устойчивого контроля в будущем, так как человек не просто подчинен природной необходимости, он может и должен определять свою судьбу в качестве свободного деятеля и он должен сам создавать соответствующее ему определенное будущее.
Вольтер в работе «Essai sur les moeurs et F esprit des nations» («Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов», 1740) в понятие духа включил совокупность изменений, которые должно пережить человечество, прежде чем оно сумеет достичь познания и подлинного осознания себя самого. Он полагал, что «природа» человека должна постепенно развиваться и утверждаться в непрерывном преодолении препятствий и противодействий. «Разум» дан с самого начала в качестве основной силы человека, но он скрывается за изобилием обычаев и привычек, и он отягощен предрассудками. Именно история показывает, как постепенно разум
- Київ+380960830922