Ви є тут

Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.

Автор: 
Чавушьян Данил Макартычевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172191
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение. Актуальность исследования. Степень научной разработанности вопроса. Цель, предмет, объект, методика, границы исследования. Научная
новизна. Практическая ценность диссертации Апробация работы. _____ 3
ГЛАВА 1. Исторические предпосылки расцвета искусства московской ажурной скани в конце XVIII начале XIX века. Её технико-
технологические особенности._________________________________________ 10
1.1. Истоки формирования ажурной скани в ювелирном искусстве Москвы
конца XVIII- начала XIX веков.____________________________________10
1.2 Технологические особенности московской ажурной скани конца
XVIII- начала XIX веков._____________________________________________ 20
Выводы._______________________________________________________________38
ГЛАВА II Технико-технологические особенности и художественная выразительность сканных изделий
Москвы первой половины XIX века.______________________________________39
2.1 Московская скань конца XVIII - первой трети XIX веков.___________ 39
2.2 Технические и стилистические особенности московской скани
второй трети XIX века._______________________________________________ 56
Выводы. _________________________________________________________ 74
Глава III Техники - технологические и стилевые особенности московской скани последней трети XIX -начала XX века.____________________________76
3.1 Художественная скань Москвы 70 - 90-х годов XIX века._____________76
3.2 Московская скань начала XX века.________________________________101'
Выводы.______________________________________________________________115
Заключение.__________________________________________________________118
Список использованных сокращений.____________________________________124
Библиография.________________________________________________________125
2
Искусство, как и наука, - познание жизни
Л.Н.Толстой
Введение.
Скань (европ. - филигрань) - один из самых древних ювелирных приемов, призванный выявить особые природные свойства и красоту драгоценных металлов. С Ш-го тысячелетия до н.э. скань раскрывает свои художественные достоинства и декоративные возможности в различных тематических воплощениях ювелирного искусства.
Каждая историческая эпоха по-своему развивала это изысканное ювелирное мастерство, создавала свою неповторимую сканую эстетику, формировала свой образный язык, передающий особенности мировосприятия. На Руси искусство скани «начинает широко прививаться» в УШ-1Х веках «благодаря притоку зерненых и сканых изделий с Востока»1. С этого времени она играет заметную роль в формировании русской ювелирной традиции. Соприкосновение с художественной культурой других стран, знакомство с привозными художественными изделиями и сотрудничество с «иноземными» ремесленниками постепенно образовывало русских ювелиров, обогащало их опыт профессиональными навыками, развивало вкус, открывало новые возможности творческого сознания. На протяжении многих веков русские мастера демонстрируют свое понимание красоты скаиного узора, средствами которого они сумели передать черты национального своеобразия, выработать и сохранить самобытный, богатый художественный язык.
Актуальность данного исследования заключается в повышении интереса к возрождению русских национальных традиций как закономерной тенденции, исторически определенной нашим временем, духовного и
1 Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. М., 1948. С. 335.
3
европейских стран на восток, развития морской торговли с Индией, Юго-Восточной Азией, Китаем.
Основание Ост-Индских компаний способствовало распространению в Западной Европе и развитию изысканного восточного рукотворного мастерства. Так, являясь древней восточной техникой, филигрань получила
л
новый расцвет в Европе (илл. 1, 2). Россия не имела своей Ост-Индской компании и вела с Китаем сухопутную торговлю, что привело к подписанию в 1689 году Нерчинского договора о границе, дипломатических и торговых отношениях между Китаем и Россией. В 1728 году было заключено соглашение, разрешающее русским караванам с товарами приходить в Пекин через каждые три года. Эти документы Сибирского приказа приведены сотрудницей Государственного Эрмитажа М.Л. Меньшиковой в изданном историческом обзоре собрания китайской филиграни. В одной из значительных мировых музейных коллекций, в большом количестве хранятся филигранные изделия китайской и индийской работы, ярко иллюстрирующие
высокий уровень интереса к ним России в XVII - начале XVIII веках. В
/
состав коллекции вошли предметы роскоши и туалетные наборы, коробочки, флаконы, зеркала, шкатулки, подносы, подсвечники, ароматники, игольницы. Воздушная, как кружево, тончайшая филигрань, изящество предметов и мастерство их исполнения свидетельствуют об исключительности искусства китайских мастеров, на протяжении веков формировавших свой неповторимый стиль, заслуженно отнесенный к образцу высшего творческого воплощения3 (илл. 3, 4, 5).
Тема экзотического Востока, воспринятая при русском дворе, материализовывалась в приобретении оригинальных редкостей, исполненных китайскими ювелирами по заказам европейских Ост-Индских компаний.
2 Сильверстолпе С. Стаканы из дара посольства Карла XII 1699 года. Сравнительный анализ.// Сб.: Декоративно-прикладное искусство Западной Европы. Материалы и исследования. Вып. XVIII, М., 2006. С. 243.
3 Знакомство с Эрмитажной коллекцией состоялось благодаря выходу в свет каталога Меньшиковой М.Л. Серебряная филигрань Востока XVII — XIX веков в собрании Эрмитажа. СПб., Издательство Государственного Эрмитажа, 2005.
.12
Модное китайское филигранное серебро присылалось в Россию и в качестве посольских даров. Таким образом, в результате поездок в Китай и общения там с местными ювелирами, а так же благодаря присылаемым и приобретенным китайским ажурным сканным изделиям и отобранным в казну, в «дворцовое управление» лучших из них, русские мастера познакомились с искусством восточной филиграни. Сложные, многодельные, порой вычурные, но всегда изысканные изделия, привезенные из Китая, оказали большое влияние, как на западноевропейское, так и на русское ювелирное искусство XVIII— начала XIX веков. Удивительным качеством скани является ее художественная многообразная структура. Знакомые русским ювелирам традиционные орнаментальные узоры накладной скани, соединенные в декоративной первооснове с формой предмета и подчеркивающие ее выразительной пластикой своего рисунка, в новой системе художественных интересов привлекли их внимание, прежде всего, своими неожиданными техническими возможностями.
Исторический взгляд на особый интерес к искусству ажурной скани переключает наше внимание на «московскую историю» этого «курьезного» художества. И здесь имеет большое значение торгово-экономическая деятельность. Развитие внешней торговли России, обширность ее торговых связей, как с Западной Нвропой, так и со саранами Востока, уже в XVIII столетии демонстрировало высокий уровень организации торгового дела. Огромный поток товаров, шедший через Москву, которая по-прежнему оставалась крупнейшим торговым городом России, представлял широкий ассортимент как отечественного, так и заграничного производства. Привоз товаров, в том числе, из отдаленных районов Севера, Урала, Сибири явно свидетельствовал о развитии Всероссийского рынка. С Китаем, как уже было отмечено, установилась особая форма караванного торга, получившая, наибольшее распространение с конца XVIII века. В развитии русско-китайских торговых отношений основную роль играло крупное купечество, но также принимали участие и мастеровые люди, в том числе специально
13