Ви є тут

Монументальная пластика в городской среде Барнаула XIX-XX столетий

Автор: 
Комарова Ольга Сергеевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172385
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
*
Введение...........................................................3
Глава I. Роль монументальной пластики в формировании городской среды: исторический аспект..............................17
1.1. Содержание понятий «монументальная пластика»,
«городская скульптура», «городская среда».
Типология городской скульптуры................................17
^ 1.2. Эволюция видов и жанров городской скульптурной
пластики России в XVII - начале XX столетий...................28
1.3. Ленинский план монументальной пропаганды
и его влияние на развитие монументального искусства.
Основные этапы реализации плана...............................44
Глава II. Реализация Ленинского плана монументальной пропаганды и архитектурно-художественное решение + памятников Барнаула.............................................63
2.1. Истоки формирование архитектурно-художественного облика Барнаула средствами монументальной пластики
в XVIII - начале XX веков. Первый монумент Барнаула...........63
2.2. Монументальная пластика Барнаула XX века
(1920-1950-с годы)............................................69
2.3. Монументальная пластика Барнаула
0 второй половины XX века (1960-1970-е годы)...................80
2.4. Памятники деятелям науки, культуры и искусства
в Барнауле (последняя четверть XX века).......................94
Глава III. Проблемы эстетизации городской среды в архитектурно-художественной практике Барнаула
в конце XX столетия..............................................109
# 3.1. Современные тенденции развития
архитектурно-пластической культуры Барнаула..................109
3.2. Монументальная и декоративная пластика
в районах массовой жилой застройки Барнаула
(последняя четверть XX века)................................124
3.3. Дизайн городской среды как перспективное направление проектной культуры Барнаула................................134
Заключение......................................................141
Принятые сокращения.............................................146
Список источников и литературы..................................147
Список иллюстраций..............................................186
Иллюстрации.....................................................193
Приложения......................................................225
Монумент, памятник, а также монументальный рельеф - наиболее древние формы монументальной пластики, они отличаются активностью в формировании городской среды. Термин «монумент» обозначает сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц. Монумент — это социальный феномен, который шире понятия «произведение монументального искусства» (Приложение N22-3).
Слово «монумент» пришло в русский язык из французского, в котором оно в известной степени соответствует русскому «памятник». Эти два слова функционируют как адекватные друг другу, хотя четко наметилась тенденция их различия. К монументам причисляются наиболее значительные произведения монументального искусства, посвященные важнейшим историческим событиям, доминирующие в городской или природной среде. К памятникам относятся преимущественно портретные статуи, бюсты и памятные знаки более локального характера, включаемые в существующую среду [408; 270]. Монумент утверждает идеи, памятник - события и образы. В памятнике есть притяжение к земле, в монументе - к небу. Памятник закрепляет в художественной форме облик действительно существовавшей исторической личности или воспроизводит в художественной форме какое-либо событие, нередко потому он и территориально связан с определенным местом. Монумент же свободен от подобной конкретности, он апеллирует к чему-то высшему, конкретное в нем может стираться, индивидуальное -нивелироваться, физическое традиционное «узнавание» не имеет определяющего значения. Поэтому исторически сложилось, что памятник был мыслим только в изобразительной форме, монумент же - в архитектурной. Однако еще со времен античности, тяготея к форме архитектурной, органично связанной с самим обликом города (обелиск, колонна, триумфальная арка), монумент легко обрастает изобразительной плотью, ему не противоречащей. Архитектурная форма даже как реминисценция пьедестала, в новейшее время остается постоянной частью монумента [408, С.45]. Памятник принадлежит «камерным» пространствам
города; монумент же возносится в купол неба, там обретая идеальную среду, его осеняющую и равную ему по масштабу. [408, С. 17].
Нетождественность понятий «памятник» и «монумент» определяется также различиями художественных критериев, в соответствии с которыми возводятся и изучаются памятники и монументы, определяется их художественная ценность. Памятники часто посвящаются выдающимся людям, поэтому отдельное внимание уделяется портретное™ в изображении героя, а также исторической достоверности в передаче его костюма и других деталей внешнего облика; памятник принадлежит камерным пространствам, и потому важно, чтобы он стал органичной его частью. Большая часть памятников представляет собой скульптурные произведения, потому степень их художественности во многом определяется уровнем развития не только монументальной, но и станковой и монументально-декоративной скульптуры, а также следованием национальным традициям в области ваяния и пластики. В создании памятников применяются как традиционные материалы (бронза, мрамор, гранит), так и «новые» или искусственно созданные (бетон, шамот, металопластика и др.) недолговечные материалы.
Художественный уровень монумента во многом определяют традиции мирового ваяния и пластики; монументы выполняются в камне и металле, так называемых «вечных» материалах, поскольку монумент принадлежит не столько настоящему, сколько будущему; в монументе выражаются идеи глобального характера, олицетворяющие незыблемость, что было предопределено архетипической его сущностью (Приложение №2); в основе формы монумента - доминирующая в окружающем пространстве вертикаль; монумент обладает значительными размерами и потому его отличает обобщенность, лаконичность форм, что позволяет воспринимать его с больших расстояний; монумент принадлежит открытому пространству или городу в целом, поэтому связи монумента с окружающим пространством более сложные.