Оглавление
Введение. 3
Глава I. Исторический очерк. Периоды. Мастера. 7
Глава II. Стилистические особенности и художественный образ Златоустовской гравюры на стали. 31
Глава III. Типология и виды произведений Златоустовской художественной гравюры на стали. 62
Глава IV Специфика техники и технологии создания Златоустовской гравюры на стали, изготовления и декорирования Златоустовского
холодного оружия. 88
Заключение 102
Библиография 106
Приложение 1. Выставки, в экспозициях которых были представлены образцы Златоустовской гравюры на стали и украшенного клинкового оружия. 116
Приложение 2. Список художников и мастеров Златоустовской гравюры на стали. 122
Приложение 3. Наиболее крупные коллекции произведений, выполненные в технике Златоустовской гравюры на стали. 132
Список иллюстраций 136
Иллюстрации 152
2
Введение.
Данное научное исследование посвящено уникальному явлению отечественной культуры - Златоустовской гравюре на стали, зародившейся как элемент художественного убранства холодного оружия в XIX веке в России и далее распространившейся на широкий круг предметов декоративно-прикладного искусства. Сегодня Златоустовская гравюра на стали переживает своеобразный Ренессанс. Златоустовское клинковое оружие, сочетающее в себе высокие технические качества и уникальный художественный образ, стоит в одном ряду с выдающимися мировыми достижениями в области создания и украшения оружия. Произведения декоративно-прикладного искусства, украшенные с расточительной роскошью или, напротив, в лаконичном стиле минимализма, востребованы государством и церковью, общественными структурами и частными лицами.
В настоящее время все активнее ставиться вопрос о составлении общей и наиболее полной картины, представляющей характер и развитие культурного пространства отдаленных русских промышленных центров и провинциальных городов. Кроме того в последнее время возрос интерес к Златоустовскому украшенному оружию среди коллекционеров, специалистов, любителей. Составляются масштабные коллекции. Проходит научная обработка уже имеющихся музейных собраний. Практически ни одна международная выставка не обходится без представительного участия Златоустовских художников и оружейников.
К сожалению, на современном этапе, исследованию этого уникального культурного явления уделено мало внимания. Практически все научные изыскания ограничиваются хронологическими рамками XIX века. Деятельность Златоустовских художников-граверов и оружейников в
3
художественных мастерских. К концу XX века их насчитывалось уже более тридцати. Наиболее успешно с последнего десятилетия XX -начала XXI веков работают художественные мастерские «Булат», «АИР», «Арт-Грани», «КХО», «Златоустовская оружейная компания», «Златоустовская оружейная фабрика», «Литера», «ЛиК». Все они принимают участие в выставках, публикуют свои произведения в специальной литературе, выпускают каталоги, представляющие полный ассортимент изделий, украшенных гравюрой.
30
Глава 2. Стилистические особенности и художественный образ Златоустовской гравюры на стали.
Златоустовская гравюра на стали зародилась в начале XIX века в период господства ампира - одного из самых блестящих общеевропейских стилей, особенно прочувствованного и переработанного в России. Еще до Отечественной войны 1812 года произведения отмеченный диалогом с европейской культурой несли печать «воспоминаний» об античной цивилизации, ставшей источником стиля ампир, более логичного, мужественного и патетического, чем господствовавший раннее классицизм. В основном это претворилось в узнаваемых сюжетах и темах живописи и скульптуры, в композиционных схемах фасадов, убранстве интерьеров, в декоре прикладного искусства. Златоустовская гравюра родилась на всплеске этого стиля в России, отмеченного торжественными и величественными интонациями, которыми было окрашено время Победы в войне над Наполеоном. После 1812 года ампир в России приобретает явственно выраженные национальные черты. В арматурах, картушах, орнаментах часто изображается древнерусское вооружение, знаки и символы. Это художественное воплощение романтического и героического времени нашло наиболее яркое и органичное воплощение в украшении Златоустовского оружия, которое начали производить в 1815 году.
Конечно, украшенное оружие имеет в России историю гораздо более давнюю, уходящую на несколько веков назад. Художественно отделанное оружие производилось на Руси издавна и всегда было отличительным знаком положения и статуса его владельца. Им награждали, одаривали, передавали из поколения в поколение как семейные реликвии. В связи с широкими торговыми и дипломатическими связями декорированное гравюрой оружие поступало в русские земли систематически из
31
- Київ+380960830922