Ви є тут

Частное коллекционирование русской гравюры и литографии в России в конце XVIII - начале XX вв.

Автор: 
Власова Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172369
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение......................................................3
Глава I. Специфика коллекций гравюры и литографии. Владельческий знак. Художественный рынок......................33
Глава II. Бытование гравюры в России до 1770-х гг. Первые коллекционеры отечественной гравюры (1770-1800)...............64
Глава III. Ог собраний портретов в составе музеев российских древностей к первым словарям граверов и гравированных портретов (1800- 1875)..................................................86
Глава IV. Новый тип собирателя эстампов: коллекционер-знаток. Каталогизация и публичность коллекций (1875-1910-е гг.).........................................................134
Заключение...................................................192
Основные литературные источники..............................196
Каталоги и описания коллекций, выставочные и аукционные каталоги.....................................................210
Основные неопубликованные источники..........................215
3
Введение.
Коллекционерам гравюры и литографии и их коллекциям посвящена обширная литература, но коллекционирование русской печатной графики как единый закономерный процесс, обусловленный различными факторами, никогда не становилось объектом специального изучения.
Предметом диссертационного исследования являются коллекции русской гравюры и литографии, формировавшиеся в России. При их изучении были поставлены: следующие цели: представить картину частного
коллекционирования русского эстампа в России с момента его возникновения до начала XX в.; проследить зарождение антикварного рынка гравюр; рассмотреть эволюцию собирательства и происходящие в нем процессы, связанные с изменением условий культурной и художественной жизни. Определить, как меняющееся отношение к печатной графике влияло на количество коллекций, принципы их организации и состав. Выявить специфику коллекций печатной графики и особенности, характерные для каждого периода, основные типы коллекций, а также способы их комплектования. Определить роль коллекционеров в изучении истории искусства гравюры и литографии и значение частных коллекций для образования музейного фонда России.
Для достижения этих целей решались следующие задачи. Во-первых, было необходимо определить максимально полно корпус самых значительных российских коллекций печатной графики, типичных для своего периода и включающих наиболее важные для этих коллекций произведения. Далее, на архивном материале и на материале малодоступных источников (периодика, малотиражные каталоги) и мемуаров исследовалась история создания и принципы комплектования важных, но малоизученных коллекций (Г. Т. Аш, П. П. Бекетов, Д. И. Толстой и др.), а также коллекций, составивших основу фонда гравюры Русского музея (С. Н. Казнаков, Е. Н. Тевяшов, Е. И. Маковский и др.). Согласно принятому членению на периоды выявлялись предпочтения
20
галереи как первого самостоятельного специализированного собрания»54. Это были, по преимуществу, коллекции портретов, составленные по принципу «политически-династическому», а не художественному. По мнению автора, такого рода собрания являются предтечами скорее исторических музеев. Для нас интересны возникающие параллели с процессами, наблюдавшимися в России более столетия спустя. Важной является глава «Осуществление идеи публичности»: «Появление публичных художественных музеев отражало и изменения социальных функций собирательства: аристократическое
коллекционирование, служившее целям репрезентации, уступает место деятельности, вдохновляемой - в идеальном случае - желанием сделать собрание и систематизированные памятники достоянием широкой публики»55. В данном случае речь идет не о России XIX в., а о Франции конца XVIII в. В начале XIX в. «институонализируется новое понимание произведения искусства как исторического источника»56.
Отсутствие каталогов в определенной степени восполняется статьями об отдельных коллекциях, написанными сотрудниками музеев, хранящих коллекцию. За некоторыми исключениями, все публикации появились в последнее время. Это статья О. П. Булич-Елагиной о П. Я. Дашкове57 (ГИМ), М.
А. Пожаровой о В. В. Рождественском58 (ГМИИ им. А.С. Пушкина), О. В. Власовой о коллекциях С. Н. Казнакова59 и Е. Н. Тевяшова60(ГРМ), Ю. М. Ходько о коллекции Ф. М. Плюшкина61 (ГРМ), Н. М. Штример о коллекции Е.
54 Калугина Т. II. Художественный музей как феномен культуры. - СПб., 2001. - С. 61. ^
55Там же. -С. 81.
* Там же. - С. 87.
57 Булич-Елагина О. П. Коллекция графики П. Я. Дашкова в собрании Государственного Исторического музея // Ежегодник Государственного Исторического музея, 1959 год. - М., 1961. - С. 104-135.
58 Пожарова М. А. Владимир Васильевич Рождественский - забытое имя собирателя и знатока русской гравюры // Частное коллекционирование в России. Материалы научной конференции «Випперовские чтения-1994». Вып. XXVII.-М., 1995.-С. 166-173.
59 Власова О. В. Коллекция гравюры С. И. Казнакова// Памятники культуры: Новые открытия’ 2001.- М., 2002.
- С. 320-329.
40 Власова О. В. Коллекция гравюры и литографии Е. Н. Тсвяшова // Судьбы музейных коллекций: Материалы VI Царскосельской конференции. - СПб.. 2000. С.263-271.
61 Ходько Ю. М. Народные картинки в собрании Ф. М. Плюшкина // От’тиск: Ежегодный альманах печатной графики. - СПб, 2001. - С. 52-54.
21
Е. Рейтерна62 (ГРМ) и некоторые другие. Авторов интересует история создания коллекции, состав, определение' наиболее важных или раритетных произведений. В некоторых статьях реализована попытка сопоставить собирательство разных видов искусства в определенный исторический период, например, в статье С. С. Степановой «Собиратели западноевропейской гравюры и живописи из среды московской художественной интеллигенции второй трети XIX века»63 рассматривается деятельность Е. И. Маковского и коллекционера живописи Е. Д. Тюрина, эти две фигуры, по мнению автора, были самыми заметными в художественной среде Москвы в рассматриваемый период. Статья построена на архивных материалах и мемуарной литературе. К сожалению, для ее автора остался неизвестным факт нахождения в Русском музее русской части коллекции гравюры Маковского, что повлекло за собой неполноту анализа коллекции и некоторые ошибки.
Системный подход к изучению коллекционирования отдельных видов изобразительного искусства сформировался в нашей стране сравнительно недавно. В последнее десятилетие появились диссертационные работы, основанные на его использовании. Для нас представляют интерес те из них, в которых коллекционирование предметов искусства рассматривается в контексте эпохи, учитывается специфика объекта собирательства. Это работы Л. Ю. Савинской, И. Б. Калинычевой, А. Н. Балаш64 и некоторые другие. Методологически важной является оставшаяся незавершенной работа Ю. Ф. Конова65, к которой часто обращаются исследователи66. Ограничившись изучением только коллекционирования рукописей, Конов ставил задачу:
62 Ш гример Н. М. Графическая коллекция Е. Е. Рейтерна в собрания Государственно!*) Русского музея // Судьбы музейных коллекций: Материалы VI Царскосельской научной конференции. - СПб., 2000. - С. 236-243.
Степанова С. С. Собиратели западноевропейской гравюры и живописи из среды московской художественной интеллигенции второй трети XIX века// Частное коллекционирование в России: Материалы научной конференции «Випперовскке чтения-1994». Вып.. XXVII. - М., 1995. - С. 131-141.
м Савинская Л. Ю. Коллекционирование французской 'живописи в России во второй половине XVIII — первой трети XIX 88. Авторсф. дис. - М., 1991; Катинычсва И. Б. Частное коллекционирование западноевропейской живописи в Санкт-Петербурге в середине XVIII - начале XX вв. Автореф. дне. - СПб., 1997; Балаш А.Н. Коллекционирование памятников античного иску сства в России. Автореф. дис. - СПб., 1999.
65 Кохтов В.П. Российское архивное дело. - М., 1999. - С. 141-142.
66 См. например: Бржовскзя Н. В. Труды Ю. Ф. Конова по истории архивного дета// Археографический ежегодник за 1973. - М., 1974. - С. 263-266.