Ви є тут

Искусство текстиля: ручное ткачество : Северо-запад Восточной Европы, XIX-XX вв.

Автор: 
Цветкова Наталия Николаевна
Тип роботи: 
ручное ткачество
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
242
Артикул:
172475
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение...........................................................3-12
Глава I. Из истории традиционного ткачества........................13-30
§1 Роль орнаментированной ткани в бытовой культуре конца XIX-
начала XX веков...........................................14-17
§2 Основные виды витья, плетения и полутканья.............17-30
Глава II. Искусство развитою тканья конца Х1Х-начала XX вв..........31-53
§1 Закладное и браное ткачество...........................31-37
§2 Техники развитого тканья на горизонтальном ткацком
станке....................................................37-48
Глава III. Семантика тканых узоров..................................49-76
§1 Истоки орнаментальных мотивов.........................49-52
§2 Типы тканых орнаментов................................52-60
§3 Семантика текстильных узоров..........................60-76
Глава IV. Художественная практика ручного ткачества XX в............77-112
§1 Российское узорное ткачество XX века.....................79-87
§2 Узорное ткачество XX века в Финляндии и Прибалтике 87-93
§3 Узорное ткачество XX века в Беларуси....................93-104
Заключение...........................................................105-106
Список сокращений...................................................107
Библиография.........................................................108-117
Приложение..........................................................118
Каталог. Технологические аспекты ручного ткачества...................119-160
Глоссарий...........................................................161 -192
Иллюстрации..........................................................193-242
3
ВВЕДЕНИЕ.
Исследование традиций искусства текстиля различных народов представляет теоретический и практический интерес для искусствоведов, историков и этнографов. В настоящее время на рубеже XX - XXI вв. важное место в тематике научных работ занимают проблемы творческого использования художественных форм традиционных ремёсел в практике современного декоративно - прикладного искусства. Исследование этого вопроса достигло момента, когда созданы условия для его дальнейшего комплексного изучения и обобщения.
Диссертация посвящена одному из наиболее древних ремёсел, существовавших на территории северо-запада Восточной Европы - ручному ткачеству. В тканых узорах, орудиях и технических приёмах этого вида деятельности отразились многообразные связи народов, проживавших на данной территории. Произведения ручного ткачества - важнейшая составная часть традиционно-бытовой культуры, тесно связанная с историей и образом жизни народа, его эстетическими и религиозными представлениями. Всестороннее изучение этого ремесла позволяет понять глубокую взаимосвязь всех сфер жизни человека XIX века, реализовавшуюся в произведениях декоративно-прикладного искусства и оказавшую влияние на художественную практику XX века.
Хронологически исследование охватывает Х1Х-ХХ вв.
Территорию исследования составляют области северо-запада России, Беларусь. Прибалтика и Финляндия.
Ткачество на территории северо-запада Восточной Европы выделилось в особую отрасль производства ещё во II тыс. до н. э. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что население рассматриваемых территорий, славяне и прибалты, использовали специальные ткацкие инструменты, конструкции которых были во многое сходными, что свидетельствует об этнической близости этих народов. Избранный для исследования регион характеризуется давностью совместного проживания и длительным* контактами соседних народов, в результате чего и сформировались многочисленные культурные параллели, нашедшие своё отражение в искусстве текстиля.
23
основы н утка послужило толчком для его дальнейшей эволюции. В ткачестве "на дощечках" имеет место механическое чередование зева, чего нет и не может быть в процессе витья. Следовательно, тканьё "на дощечках" не могло появиться раньше возникновения различных видов полутканья и явилось следствием дальнейшей эволюции именно этой техники, а не витья.
Тканье "на бердечке" - следующий способ примитивного тканья (табл. П рис.З). Бердечком называется специальная дощечка, разделенная параллельными щелевидными отверстиями на так называемые "зубья". В середине каждого зуба просверлены круглые дырочки. Через них продевается часть нитей основы, например, нечетные, чётные нити при этом располагаются между зубьями бердечка (табл. I рис.4). Нити основы одним концом надеваются на крюк, вбитый в стену, а другим привязываются к поясу ткачихи. На бердечке обычно работали вдвоем: одна ткачиха поднимала и опускала бердечко то вверх, то вниз; другая при этом пропускала уток в образовавшийся зев прибивала его рукой, или деревянным ножом. Тканьё "на бердечке" так же как и тканьё "на дощечках", можно назвать ткачеством, так как здесь налицо оба признака этой техники: наличие нитей основы и утка, и
69
механическое чередование зева .
Существование тканья "на бердечке" на территории северо-запада Восточной Европы подтверждается археологическими материалами. Так, на городищах дьякова и городецкого типа, было найдено большое количество образцов так называемой "рогожной керамики", которая считается, по мнению О.Н. Бадера, "сосуществовавшей еще с более поздним
ил _
комплексом "текстильной керамики" . Согласно исследованиям Н.И. Лебедевой, "наличие "рогожной керамики" позволяет предполагать существование бердечск для тканья рогож, потому что другие орудия для производства рогож и решет неизвестны. Бердечко было распространено в рогожном и решетном производствах у всех групп восточных славян. В конце XIX - начале XX веков тканье поясов на бердечке было известно по всей Псковской области, в ильменском Поозерье, в низовьях Ловати, в Вологодской, Смоленской, Могилёвской областях"71. Кроме того, оно было известно у прибалтов72 и у западных
ид
финнов .
Некоторые ученые полагают, что бердечко было прототипом нитов и берда, употребляющихся в современных горизонтальных ткацких станках, причем его функция как
24
бы разделилась впоследствии между ними. Так, по мнению Н И. Лебедевой, "современный ткацкий стан развился из другого вида примитивного тканья - тканья "на ниту". Бердо, служащее в нем для прибивания утка, ничего общего с бердечком для тканья поясов не имеет, кроме самого названия. Правильнее всего считать, что бердечко осталось только в решетном и рогожном производствах, не дав, как и тканье "на дощечках", дальнейших более совершенных технических форм" . Однако, на наш взгляд, бердечко всё же могло быть прототипом берда на горизонтальном ткацком станке, так как в процессе ткачества "на бердечке" оно выполняет не только функцию смены зева на контрзев, но и прибивает нить утка, являясь подвижным. В ткачестве на горизонтальных ткацких станках бердо неподвижно и не выполняет функцию смены зева, однако задача прибивания утка, становится в этом случае доминантной. Таким образом, не следует умалять роли тканья "на бердечке" в дальнейшей эволюции всего процесса ткачества.
Тканье "на ниту" - вид примитивного тканья, который, по мнению Н.И. Лебедевой "является прототипом тканья на горизонтальном ткацком станке" . Для работы этим способом нити основы прикреплялись одним концом к гвоздю на стене, а другим привязывались к поясу ткачихи (табл. I рис.5). Нить утка пропускалась в зев и прибивалась рукой, специальным кордиком или ножом76.
Техника тканья поясов "на ниту" была известны всем народам, проживавшим на территории северо-запада Восточной Европы77. Интересно, однако отметить, что согласно исследованиям В.В. Седова "у славян такие пояса чаще встречались в тех местах, где в
78
древности проживали балтские и финно-угорские племена'1 .
При ткачестве "на ниту" орнамент пояса обычно получался за счёт использования цветных нитей основы. Однако могли использоваться и другие техники ткачества, где узорообразующим элементом являлся уток. Так, например, широкое распространение в Тверской области (у русских и карел)7 , а также у белорусов80 получили пояса, тканые на ниту с браным узором (табл. XXVII рис. 5,6; табл. XXVIII рис.3,4,5,6). Фон в таких поясах выполнялся из льняных нитей основы, узор же - из цветных шерстяных нитей утка, лицо и изнанка являлись негативом (табл. III рис.1). Интересно, что у русских пояса, вытканные "на ниту" обычно были широкие, многоцветные, отличались большим разнообразием узоров, а у