Ви є тут

Метафизический мир Малевича

Автор: 
Кук Ин Сун
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2006
Кількість сторінок: 
207
Артикул:
172274
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
СОДЕРЖАНИЕ.___________________________________________2
введение 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ 19
АСПЕКТЫ "МЕТАФИЗИКИ"В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ НАЧАЛА XX ВЕКА. 19
«Испытание» живописью. 32
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИКА ЗАУМИ. 59
1913 год и заумь Малевича. 59
Победа над солнцем. 81
Алогизм. 100
ГЛАВА 3. СУПРЕМАТИЧЕСКОЕ 111
Супрематизм на основе метафизики. 111
Основные понятия в метафизике супрематизма. 129
Постсупрематизм: кризис или развитие? 147
Космизм. 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 178
ПРИМЕЧАНИИ. 181
ЛИТЕРАТУРА
198
3
ВВЕДЕНИИ
Период конца ХХ-начала XXI века стал временем осмысления творческого наследия модернизма и постмодернизма, временем подведения итогов и открытия тех страниц авангарда в искусстве XX века, которые вновь приобрели актуальность на рубеже нового тысячелетия. Среди отличительных особенностей XX века исследователи называют новый синтез искусств и проникновение новейших технологий из сферы цивилизации в область искусства. Казимир Малевич был одним из тех, чье творчество привело к формированию и признанию новой метафизики, а сам он стал носителем метафизических идей.
Профессиональный опыт Казимира Малевича оказался кладезем ценных знаний, как для современников Малевича, деятелей авангарда, так и для последующих поколений живописцев. Этот опыт не был категоричен и вербализирован; но в этом и заключается ценность опыта Казимира Малевича, насыщенного метафизическим “чистым знанием”, доступным для претворения художниками последующих поколений. Переоценка многих моментов истории авангарда и всей истории искусства XX века делают сегодня фигуру Казимира Малевича как никогда интересной и интригующей. Закрытость же биографии художника делает задачу для его исследователей более сложной, но выполнимой.
Тема исследования определена необходимостью осмысления процесса формирования творческого метода, роли и места художника в авангарде начала XX века.
19
Глава 1. Истоки Аспекты “метафизики” в русской живописи начала XX века.
О необходимости авангардистской прививки, то есть обновления, чтобы осовременить “русский дичок”, начали говорить в начале XX века. Тогда действительно складывалось в живописи новое пространство двух художественных мировоззрений. Сошлись художнические судьбы, обладавшие различным жизненным, и духовным опытом. Общим же было время и необходимость восстановления доверия к художестве, то есть необходимость дальнейшего самосознания. Одним из главных стало требование некой высшей правды. Она обладала огромной духовной силой в авангардном течении начала XX века. Некоторые современные авангардисты пытаются найти в них скрытое единство. И там, и тут “сохраняется метафизический контекст”, где “существование истины” своеобразно воплощает художественный мир в автономности искусства и в чистоте его символики.
Отправной точкой авангарда была сама ситуация в культуре и обществе, сложившаяся к началу ХХ-го века. Борис Гройс пишет: «В течении XX века все возрастающее вторжение техники в жизнь Европы и вызванное ее разложение привычной целостной картины мира постепенно привели к переживанию смерти Бога или точнее, убийства Бога, совершенного новым технизированным человечеством. С исчезновением мирового единства, гараитировавшегося творческой волей Бога, горизонт земного существования разомкнулся и за многообразием видимых форм этого мира открылся черный хаос -
20
бесконечность потенциальных возможностей космической жизни, в которых все данное, реализованное унаследованное готово было в любой момент раствориться без остатка»14. В этой ситуации художнику, будь то художник слова или живописи остается лишь создавать новые системы, причем целью которых является построение нового мира.
В лозунге “новой жизни - новое искусство”, хоть он звучал и еще может прозвучать не раз, присутствует бунтарское обаяние. Русский авангард потому и звучит так громко, что обещает истинное мироустройство. Русский авангард XX века неустанно обновляегся; в этом обновлении есть доля революционности, а так же некоторый надрыв. Сила художественного приема заключается в его неповторимости, (которую он утрачивает, если пускается в художественный оборот). Именно это обстоятельство и питает новое творчество, требуя открывать совершенно неожиданные возможности. Иной культуре являясь же по свой природе чисто творческим, вопрос о
\ новой художестве начала XX века, таким образом, никогда и не
\
( перестанет быть насущным, ставя одну за одной вехи
• художественного движения.
Воплощение жизненных и духовных энергий в авангардную форму образует многозначительную мегафизику. Принцип действительности не может быть единичным, неподвижным. Поэтому верней говорить о принципах построения художественного пространства и о самовыражении духа в авангардном течении начала XX века. Это пространство распадается на проявления той или иной художествен! і ости, то есть на художественные явления, которые создаются путем накопления безымянного коллективного опыта, но