Ви є тут

Символические изображения созвездий в западноевропейском искусстве середины XV - начала XVII века

Автор: 
Кузьмин Андрей Валентинович
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172390
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ..6 Примечания..21
ГЛАВА I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИИ
НЕБЕСНОЙ КАРТЫ. ПРЕДМЕТ ИСС Л ЕД ОБ АЛИЯ.... 2 5
1.2. Происхождение и развитие традиции небесной карты..25
1.2. Предмет исследования..28
1.3. Выводы..30 Примечания..31
ГЛАВА II. ТРАДИЦИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ФИГУР И КОМПОЗИЦИИ СОЗВЕЗДИЙ ДО СЕРЕДИНЫ XV ВЕКА....38 И.1. Античность..38
II. 1.1. Поэма Арата “Явления”.39
11.1.2. “Астрономика” Марка Манилия..42
11.1.3. “Астрономия” Юлия Гигина..43
И. 1.4. Описания фигур созвездий звёздного каталога “Альмагеста” Клавдия Птолемея..46
II.1.5. Специфика литературных первоисточников..48
II. 1.6. Атлас Фарнезе..52
11.2. Арабский Восток..54
2
11.2.1. “Книга созвездий” Ас-Суфи..54
Н.2.2. Исламский звёздный глобус XIII века: классический образец арабской версии греческого неба..55
11.3. Европейское средневековье..57
11.4. Выводы..59 Примечания..60
ГЛАВА III. РЕНЕССАНСНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ФИГУР СОЗВЕЗДИЙ И СОЗДАНИЕ ПЕРВОПЕЧАТНОЙ КАРТЫ НЕБА (Середина XV века — первая половина XVI века)....69
III. 1. Ренессансные образцы фигур созвездий: рисунки североитальянских мастеров..69 Ш.2. Изображения созвездий в монументальных декорациях..72
III.3. Научные изображения неба: от рукописи Венской
Национальной библиотеки до первопечатной карты..79 Ш.3.1. Мастера Северного Возрождения: создание первопечатной карты неба..81 Ш.3.2. Египетское небо Дюрера..83 Ш.4. Историко-научный аспект..84
III.5. Выводы..87 Примечания..90
ГЛАВА IV. ВОПЛОЩЕНИЕ НОВЫХ ИДЕЙ: ЮГ И СЕВЕР (Вторая половина XVI века — рубеж первой и второй четверти XVII века).... 103
IV.!. Творчество последователей создателей первопечатной карты (1515 — 1600).. 104
3
См. также обзорные статьи [Гингерич, 1986, 1993].
9. [Whitfield, 1995].
10. [Дашевский, 1992]. См. также [Богданов, 2000].
11. [Штаерман, 1993].
12. [Петров, 1997]. См. также издание [Гигин, 2000].
13. [Щеглов, 1986].
14. В течение двух последних десятилетий XX века на страницах специализированных изданий много раз обсуждался вопрос о древности европейской традиции деления неба на созвездия. Убедительно показано, что основой первого известного описания основных созвездий неба, созданного Аратом Солийским, был источник, датируемый приблизительно 2000 годом до н.э. и принадлежавший, вероятно, минойской культуре [Житомирский, 2001; Roy, 1984]. • е
В 2000 году на симпозиуме “Астрономия древних цивилизаций” • л Петер Бломберг (Уппсальский университет, Уппсала, Швеция) впервые ~ \ представил версию карты минойских созвездий [Blomberg,; 2000; Бломберг, 2002]. Это результат коллективной работы, проведённой на о.
Крит группой специалистов из Уппсальского университета. Согласно их толкованию, керамические статуэтки, найденые на восточном берегу Крита, в древних святилищах Петсофасе и Траосталосе, действовавших в период расцвета минойской культуры, представляют собой скульптурные символы характерных звёздных фигур.
Статуэтки изображают животных и людей, а также их отдельные фрагменты, причём это не обломки, а специально изготовленные части тела, — как правило, руки и ноги с отверстиями для подвески. Такая фигурка могла быть использована с целью моделирования вида неба, как описано у Арата:
22
“При восхождении Льва низвергаются в воду созвездья,
Все, что при Раке ещё заходить начинали, и с ними Одновременно Орёл. Уже Океаном волнистым Весь, кроме правой стопы, поглощён Преклонивший колена. Гидры восходит глава, зеницами блещущий Заяц И Процион, и передние Пса огневидного лапы”
Арат (590— 595) [Арат, 1992,43 — 44].
Сопоставление текстов “Явлений” с видами найдсных фигурок позволило отождествил» 24 созвездия Арата. Сами фигурки могли использоваться в навигации и в качестве указателей звёздных часов. По мнению исследователей, среди этой группы находок, неткни одной, противоречащей гипотезе. V ■
Значения некоторых фигурок -могут быть истолкованы совершенно непосредственно: Близнецы — Близнецы;- Сидящая
женщина — Кассиопея; Алтарь — Алтарь (Жертвенник); Птица с развёрнутыми крыльями — Лебедь. Символические изображения других созвездий были, по-видимому, впоследствии изменены греками: так Вол превратился в Большую Медведицу (тогда становится понятно, почему Медведиц пасёт Волопас), Черепаха — в Лиру; Топор — в Ориона.
В итоге П. Бломберг приходит к выводу, что современная европейская небесная картография (уранография) — это наследие минойской культуры, испытавшее влияние Египта и Месопотамии [Бломберг, 2002].
15. [Франк, 2002].
16. [Лушникова, 2001, 2002, 2002 (а)]; [Пустыльник, 2002].
17. [Куртик, 2000].
23