Ви є тут

От Картинной галереи Голицынской больницы до Голицынского музея на Волхонке : Художественные собрания князей Голицыных второй половины XVIII - XIX веков

Автор: 
Третьякова Наталья Евгеньевна
Тип роботи: 
Художественные собрания князей Голицыных второй п
Рік: 
2005
Артикул:
172346
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.................................................................4
I ГЛАВА
Картинная галерея Голицынской больницы - первый российский публичный художественный музей. 1810-1818 гг...................................33
1.1. Коллекционирование произведений искусства в России во второй половине и конце XVIII века.........................................................33
1.2. Коллекция князя Д. М. Голицына (1721-1793)..........................38
1.3. Коллекция князя А. М. Голицына (1723-1807)..........................51
1.4. Открытие Картинной галереи при Голицынской больнице.................57
1.5. Распродажа Картинной галереи Голицынской больницы...................59
1.6. Картинная галерея Голицынской больницы среди крупнейших собраний своего времени..................................................................63
1.7.Фамильные портреты из собрания Голицынской больницы..................67
II ГЛАВА
Голицынский музей в Москве - типичный художественный музей XIX века. История создания музея и его коллекция. 1865-1886 гг.....................79
2.1. Московское собирательство и предпосылки появления Голицынского
музея...................................................................79
2.2.0снователь музея - князь М. А. Голицын (1804 - 1860) ...............89
2.3. Коллекция князя С. М. Голицына (1774 - 1859).......................93
2.4. Дворянское гнездо на Волхонке.......................................95
2.5. Открытие Голицынского музея во дворце на Волхонке...................98
2.6. Экспозиция Голицынского музея......................................101
3
2.7.Западноевропейское искусство в коллекции Голицынского
музея...........................................................103
2.8. Античная коллекция в собрании Голицынского музея............146
2.9. Библиотека Голицынского музея...............................149
2.10. Приобретение музея для Императорского Эрмитажа.............153
2.11. Коллекционирование произведений искусства в России во второй половине XIX века.........................................................158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................161
ПРИМЕЧАНИЯ......................................................168
АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ...............................................178
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................180
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ................................................188
ПРИЛОЖЕНИЕ
17
Проблема коллекционирования произведений искусства, особенно популярная в XIX - начале XX века, в послереволюционное время надолго оказалась вне интересов исследователей и только в конце 1980-х—1990-х годов была вновь введена в научный оборот. Важным событием, повлиявшим на то, что она вновь стала актуальной, явилось открытие в Москве в 1994 году по инициативе директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой и выдающегося деятеля отечественной культуры И. С. Зильбер-штейна Музея личных коллекций.
Благодаря многолетним научным изысканиям и ежедневной кропотливой работе по выявлению произведений искусства из бывших собраний, реконструкции коллекций, стало возможным проведение серии выставок, посвященных самым известным частным собраниям прошлого, что, несомненно, подтверждает актуальность темы данного исследования. В крупнейших музеях страны с 1995 по 2005 годы прошла целая серия выставок, таких как: «Коллекция Сергея Михайловича Третьякова» в ГМИИ им. А.
С. Пушкина; «Ученая прихоть. Коллекция князя Николая Борисовича Юсупова» в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве и в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге; «Строгановы: меценаты и коллекционеры» в Государственном Эрмитаже; «Голицынский музей на Волхонке» в ГМИИ им. А. С. Пушкина, «Коллекция Сергея Ивановича Щукина» в ГМИИ им.
А. С. Пушкина, «Музей графа Николая Петровича Румянцева» в Государственном музее Пушкина; «Коллекция Павла Давыдовича Эггингера» и «Искусство в кругу ученых. Собрание Станкевичей - Габричевских - Сс-верцовых» в Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, посвященных выдающимся художественным собраниям России.
Целью исследования является изучение коллекций князей Голицыных в контексте российского и европейского коллекционирования и выявление общих тенденций и закономерностей развития, единых принципов форми-
18
рования частных собраний в Западной Европе и России. Автор диссертации также ставит перед собой цель проследить путь, пройденный российским музейным строительством на протяжении всего XIX века: от возникновения первой общедоступной Картинной галереи при Голицынской больнице, до появления типичных для этого века художественных музеев, к которым можно причислить и Голицынский музей.
В связи с этим были сформулированы следующие задачи:
1. Определить исторические, социальные и культурные предпосылки появления общедоступных музеев
2. Выявить влияние эстетических представлений эпохи на формирование личных собраний и роль в этом процессе личности коллекционера.
3. Определить специфику художественных собраний, их особенности и типологические черты
4. Рассмотреть значение исследуемых собраний в контексте развития коллекционирования в России во второй половине ХУШ-Х1Х веков
5. Обобщить и систематизировать весь существующий материал по данной теме и наметить пути её дальнейшего развития
6. Выявить художественное наследие этих собраний, архивные источники и письменные документы в музеях, архивах и библиотеках России, Европы и Америки
Предметом исследования данной работы являются голицынские собрания произведений искусства, как неотъемлемая часть русской художественной культуры XIX века. Предметом исследования стал также процесс превращения личных коллекций в общедоступные музеи.
Объектом исследования является феномен художественного коллекционирования в русской культуре ХУШ-Х1Х веков, а также собрания живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и библиотеки Картинной галереи Голицынской больницы и Голицынского музея.