СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.......................................................................... 3
Глава I. История изучении фресок церкви Спаса Преображении на Ковалеве 11
Глава II. Система росписи и ее иконографическая программа.........................24
11.1. Купол.................................................................26
11.2. Алтарное пространство (алтарь, жертвенник и дьяконник)................41
11.3. Наос..................................................................62
11.3.1. Цикл Великих праздников......................................62
11.3.2. Однофнгурные изображения в наосе.............................94
ІІ.3.2.1. Святые воины.........................................94
П.3.2.2. Тема ветхозаветной Теофании..........................118
ІІ3.2.3. Композиция «Константин и Елена»......................126
11.3.2.4. Святые жены.........................................129
11.3.2.5. Преподобные.........................................137
11.4. Притвор..............................................................150
Глава III. Стилистическое своеобразие росписи....................................180
Заключение......................................................................206
Библиография....................................................................210
і
Примечания......................................................................234
Замечания об орфографии надписей на фресках церкви Спаса на Ковалеве,
выполненные Л.А.Туриловым..................................................234
Схемы росписи..............................................................236
I
Предваряя анализ стенописи храма Спаса на Ковалеве, автор считает своим долгом высказать слова признательности Э.С. Смирновой, без участия и поддержки которой данная работа не могла появиться. Хочется также поблагодарить А.П. и В.Б. Грековых, многолетний труд которых дал материал для настоящего исследования, всех историков древнерусского искусства, высказавших ценные замечания в процессе подготовки работы, А.А.Турнлова, сообщившего сведения об особенностях надписей на фресках, моего мужа, полностью взявшего на себя труд по техническому оформлению работы, а также всех родных.
2
ло широкомасштабное издание монографических исследований об отдельных ансамблях. Параллели, найденные творчеству Феофана Грека в живописи Византии (начиная с мозаик Кахрие Джами), дали возможность рассматривать образы этого типа как одну из двух основных тенденций в живописи лалеологовского периода. Работы О.С.Поповой, прослеживающие единую традицию существования экспрессивных и классических образов на
40
протяжении последовательно сменяющихся периодов XIV века , позволяют собрать воедино сложную картину палсологовской живописи, а также выявить особенности восприятия этого искусства на Руси. Все это дает возможность точнее обозначить стилистические черты ковалевских фресок, их соотношение с традициями византийского, южнославянского и новгородского искусства. Осмысление росписи как единого целого, включающее интерпретацию программы ансамбля и решение проблем, связанных с особенностями стиля, позволяет выявить как своеобразие новгородской культуры, так и ее активные связи с искусством византийского круга.
45 Попова О.С. Особенности искусства Пскова II Отблески христианского востока на Руси. Псковское искусство. Milano, 1993. С.9-29; Попова О.С. Аскеза и Преображение. Образы византийского и русского искусства XIV века. Milano, 1996; Попова О.С. Русское искусство эпохи св.Сергия и его учеников. Православная духовность XIV века и се русский вариант // ДРИ. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV-XV Спб.,1998.
23
Глава II. Система росписи и сс иконографическая программа.
Характер живописи Спасо-Преображенского храма во многом определяется теми композиционными особенностями и иконографическими решениями, которые использовали составители его программы. В отличие от сложившегося мнения о непродуманности системы росписи Ковалева, данная работа показывает, что программа стенописи Спасо-Преображснского ансамбля отвечает глубине художественной и богословской мысли позднепалеологовской эпохи. При анализе общей структуры и особенностей иконографии ковалевскнх фресок учитывается не только происхождение и степень распространенности отдельных элементов, но и интерпретация общего содержания, смысловой и композиционной связи различных участков росписи, приоритетного выбора тех или иных схем и фи-гур.
Данная глава разделена на отдельные параграфы, систематизация материала в которых, по традиции, соответствует архитектурным компартиментам храма (купол, алтарь, жертвенник, дьяконник, наос, притвор). Изучение иконографической программы фресок наоса включает в себя анализ цикла Великих праздников, а также однофигурных изображений, сгруппированных тематически (святые воины, тема ветхозаветной Теофании, композиция «Константин и Елена», святые жены, преподобные).
Краткое описание системы росписи.
В куполе был изображен Пантократор. В барабане над окнами - четыре архангела, которые чередовались с изображениями трех херувимов и тетраморфа. Между окнами и нишами барабана были представлены восемь пророков, по одному в каждом простенке. Живопись парусов и подпружных арок утрачена уже к началу XX века.
В алтаре, в центральной апсиде - роспись конхи - не сохранилась, ниже была пред-
*
ставлена Евхаристия, под нею - «Поклонение Жертве». В виме святительскому чину из композиции «Поклонение Жертве» в том же регистре соответствовали фигуры Аарона и Мельхиседека, а на внутренних гранях восточных столпов - дьяконов. В жертвеннике была расположена композиция «Христос во гробе» и фигуры святых. В дьяконнике - фигуры святителей, мучеников и преподобных.
В живописи наоса мы не имеем сведений о фресках западной люнеты, а также склонов большинства сводов. В люнетах и двух верхних ярусах южной и северной стены были размещены композиции праздничного никла. На западной стороне южного и северного рукава креста евангельские сцены занимали лишь верхний регистр. В центральном
24
- Київ+380960830922