Ви є тут

Монументальная живопись Марке второй половины XV века: типология и иконография

Автор: 
Старкова Мария Валерьевна
Тип роботи: 
типология и иконография
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
372
Артикул:
172125
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Предисловие.......................................................4
і 1
Введение. Проблемы искусства области Марке
второй половины XV века. Историографический обзор................23
Глава 1. Светская монументальная живопись области Марке
Росписи в Палаццо Дукале в Урбино и в Палаццо Дукале в Камерино: тема йоті пі /атозі и прославления
владельца........................................................55
Раздел 1.1. Ранний заказ Федериго да Монтефельтро. Цикл иотіпі/атоБІ Джованни Боккати в Палаццо Дукале
(Палаццетто делла Иоле) в Урбино.................................56
Раздел 1.2. Монументальный исторический цикл в Палаццо
Дукале в Камерино................................................97
Глава II. Религиозная монументальная живопись
области Маркс...................................................125
Раздел Н.1. Частный заказ и алтарные декорации третьей четверти XV века в Камерино: Джованни Анджело д’Антонио и тема sacra conversazione
i. Мадонна с младенцем и предстоящими святыми 1449
года из Сайт ’Л гости но в Камерино.........................128
/7. Мадонна с младенцем на троне и предстоящими
святыми 1462 года из Сан Франческо в Камерино...............164
ш. Регистр из капеллы Бандини ок. 1473-1475 годов из
Сант ’Агостино в Камерино...................................178
2
Раздел Н.2. Вотнвные фресковые панно и регистры.
Художественное воплощение культа Девы Марии
/. Вотнвные регистры и стенные панно: принципы их
пространственной организации................................191
//. Монументальные образы Мадонны делла
Мизерикордия................................................204
ш. Образ Мадонны дель Латте и вотнвные фрески 1480х
- 1490х годов...............................................221
/у. Мадонна ди Лорето и её культ в Марке в XV веке...............229
Раздел ТТ.З. Росписи эднкул, ниш, алтарных табернаклей н принципы живописного оформления религиозной архитектуры малых форм
/. Росписи ниш и придорожных эдикул.............................242
и. Фресковая декорация алтарного табернакля Лоренцо
д’Алессандро в Сарнано 1483 года_...........................257
Ш. Росписи табернакля Джироламо ди Джованни в
Санта Мария делле Маккие в Гальоле ок. 1483—1487
годов.......................................................296
Раздел 11.4. Декорация сакрального интерьера......................301
/. Роспись оратория в Патулло 1450-х годов.......................304
И. Декорация монастырских помещений: росписи Антонио да Фабриано в монастыре
Сан Доменико (Фабриано) 1480 года...........................313
Ш. Роспись оратория в Пергола 1489-1490х годов.
Поздний заказ Лоренцо д \Алессандро.........................335
Заключение.......................................................341
Библиография.....................................................349
з
описаниями сохранившихся памятников от средних веков до современности.
Показательно, что с тех пор, когда изменились представления о многих художественных явлениях не только области Марке, но и всей эпохи Возрождения в целом, не было составлено ни одного сборника документов по памятникам Марке, способного пусть даже частично заменить труд Лмико Риччи. Если учесть, что многие фактические вопросы, касающиеся искусства Марке, ещё требуют детального изучения, подобная публикация, дополненная новыми открытиями и уточнениями, представляется особенно актуальной. Нехватка подобных изданий вынуждала многих исследователей искусства области (как Л. Ссрра, Л.М.Армеллини и других) насыщать собственные теоретические труды различной фактической информацией из источников, документов и описей, нередко приведенных в качестве приложений к основному тексту. В качестве показательного примера данной проблемы в изучении искусства Марке и нехватки фактических исследований можно рассматривать изданный в 2001 году труд историка Р. Пачиарони — сборник описаний документов, связанных с жизнью и деятельностью местного мастера Лоренцо д’Алессандро. Примечательно, что именно эта книга, приуроченная к выставке «Лоренцо д’Алессандро и мастера в Сансеверино» 2001 года, составляет на сегодняшний день наиболее значимый труд по искусству д’Алессандро, контрастирующий по содержательности с каталогом этой же выставки (в котором, к тому же, была допущена масса фактических ошибок). Таким образом, можно заключить, что и в настоящее время перед исследователями искусства Марке, несмотря на их активное обращение в 2000-е годы к этой проблеме, всё ещё остро стоит задача дальнейшего собирания и исследования архивного материала, и ещё ощутима нехватка
35
своевременного обобщения и теоретического осмысления новой информации в контексте непосредственно самих произведений искусства.
В целом монография Л. Серра явилась первой подобной попыткой собрать воедино разрозненные фактические данные и многочисленные сохранившиеся памятники области и осветить их с точки зрения существовавших стилистических «течений» и тенденций в искусстве. В этой фундаментальной по своей задаче работе были собраны и описаны произведения местных мастеров преимущественно центрального региона Марке с «момента появления живописных школ» в регионе и до начала XVI века. Искусство XV века освещается во втором томе монографии, вышедшем в 1934 году. Эта книга до сих пор является одним из ключевых и всеохватывающих трудов по искусству центральной области Марке XV века, несмотря на то, что многие сведения устарели, были пересмотрены или потеряли свою актуальность, а также с тех пор методология изучения искусства и культуры Ренессанса в целом подверглась серьезным видоизменениям.
Примечательно, что несмотря на то, что Л. Серра отрицал существование в Марке «самостоятельных» и «отличительных» «центров художественного производства», он, тем не менее, организовал столь обширный материал, собранный им, именно по «живописным школам» Марке, следуя принципу предшествующей выставки в Мачсрате 1905 года. Им были выделены «живописные школы» Фабриано, Сансеверино, Камерино и Урбино, тем самым, признавая существование нескольких разных линий живописного развития в регионе и их отличительных характеристик. В целом широта охватываемого в данной монографии материала обусловила несколько беглый характер освещения творчества того или иного художника. Как правило, характеристики искусства отдельного мастера озвучены автором в виде перечисленных возможных влияний, в то время как всё повествование строится на перечислении
36