Оглавление.
Введение. С. 3
і і
Глава I. Формальная школа во французской медиевистике второй половины XX века.
1.1 Истоки французской формальной школы. Анри Фосийон. С.27
1.2 Формальная школа во второй половине XX века: Ю. Балтрушайтис, М.Дюрлиа, Ф.Сале, Л.Гродески.. С.42
Глава 11. Социологическая проблематика во французской медиевистике
второй половины XX века. Пьер Франкастель, Фабьен Жубер. С. 56
Глава III. Перспективы междисциплинарного подхода во французской медиевистике второй половины XX века. Школа «Анналов». С. 73
Глава IV. Региональная медиевистика: история исследования одной
коллекции (Музей Августинцев, Тулуза, Франция). С. 104
Заключение. С.116
Список использованной литературы. С. 122
Список иллюстраций. С.134
Альбом иллюстраций
С.135
Введение.
Одна из последних книг французского историка искусства и медиевиста Р.Рехта (р. 1941) носит название “A quoi sert histoire de l’art?” («Чему служит история искусства?»), этот вопрос - один из ряда вечно существующих и постоянно задаваемых историками искусства самим себе - связан с проблемой автономности истории искусства как дисциплины. Вопрос же независимости напрямую отсылает нас к методам1, или, если более точно, к эффективности используемых методов, которые являются показателем плодотворности исследования. История любой науки, тесно связанная с методологией, позволяет проследить опыт предшественников и, в конечном итоге, более уверенно почувствовать себя в рамках своих изысканий. «Можно сказать, что для того, чтобы заниматься биологией, совершенно необязательно знать, где была биология в 1880 году, тогда как это совершенно необходимо для истории искусства. Наше знание накопительно, и каждый интерпретационный пласт прибавляется к предыдущему и способствует обогащению произведения искусства»2.
Тема настоящего исследования огромна по объему материала, поэтому необходимо указать на некоторые методологические ограничения. Мы не ставим себе целью отразить полностью всю литературу, вышедшую за полвека во Франции и изучить все исследования, посвященные средневековым памятникам. Скорее, речь идет о представлении материала с точки зрения теоретической значимости, а также о том, что нового привнесла французская медиевистика в историю дисциплины как таковой, какие новые идеи и подходы способствовали созданию интересных исследований. Другими словами, как это точно определил В.Хофман, «ограничение парадигматическими достижениями необходимо, если мы намерены
1 Метод (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение) - способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности (Большой Энциклопедический Словарь);
Метод (от греческого methodos) - путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего-либо (Большой толковый словарь современного русского языка под ред.
Д Н.Ушакова).
2 Recht R. À quoi sert histoire de l’art? P., 2006 P. 14.
Э.Кастельнуово, затем был издан сборник статей, связанных с этой проблематикой1. Мы обратились к материалам этого коллоквиума, поскольку на нем обсуждались не только проблемы экспозиционной деятельности в Италии, но и на территории всей Европы, в том числе и во Франции2. Вполне очевидно, что концепция любой выставки, принципы отбора материала являются одним из факторов, с одной стороны, отражающих, с другой -формирующих, французскую медиевистику второй половины XX века. Среди выставок, проходивших на территории Франции за последние пятьдесят лет, наиболее значительные, конечно же, имели место в столице, назовем основные: «Живопись манускриптов VII-XII веков». Париж, Национальная Библиотека, 1954 (Les manuscripts à peintures du VII au ХП siècle. Paris, Bibliothèque nationale, 1954); «Готические рукописи. Век Карла V». Париж, Гранд Пале, 1981 (Les fastes du Gothique. Le siècle de Charles V. Paris, Grand Palais, 1981); «Искусство эпохи проклятых королей. Филипп Красивый и его сыновья. 1285-1328». Париж, Гранд Пале, 1998 (L’art au temps des rois maudits. Philippe le Bel et ses fils. 1285-1328. Paris, Grand Palais, 1998); «Искусство времени правления Карла VI. Париж 1400». Париж, Лувр, 2004 (Les arts sous Charles VI. Paris, 1400. Paris, Le Louvre, 2004); «Романская Франция. Время первых Капетингов (987-1152)». Париж, Лувр, 2005 (La France romane. Au temps des premiers Capétiens (987-1152). Paris, Louvre, 2005). Из приведенного выше можно сделать вывод о том, что большинство экспозиций базировалось на хронологическом принципе: эго точное указание века, либо короля или правящей династии. Очевиден исторический подход, основанный на письменных источниках, а не на искусствоведческих категориях, например стиля, жанра или иконографии. Так в заглавие выставки 2005 года выведено слово «романика», но оно не имеет особого значения, так как основной принцип остается
1 II Mcdiocvo al passato c al presente Turin Giulio Einaudi Editorc, 2004.
2 Voir. Moly F. L’histoire des exposition d’art médiévale. À propos du colloque de l’École Normale Supérieure de Pise (15-16 jetobre 2004) //Les Cahiers de Civilisation médiévale. 2005, №48 P. 243 -250.
хронологическим, материал ограничен временными рамками Каиетингов.
Отметив, что выставочная политика в отношении средневеков искусства главным образом основывалась на хронологическом принципе, хотелось бы остановиться на двух примерах, отличных от приведенных ранее. Они имели место за пределами Франции, но были подготовлены двумя французскими исследователями. Речь идет о выставке, куратором которой был Ж.Вирт (р. 1947) «Иконоборчество. Жизнь и смерть средневекового образа». Берн, Музей истории Берна, 2001 (Iconoclasme. Vie et mort de l’image médiévale. Berne, Musée d’histoire de Berne, 2001.) и недавнюю выставку в Брюсселе под руководством Р.Рехта «Великая мастерская. Пути искусства в Европе V-XVIII веков». Брюссель, 2007 (Le grand atelier. Chemins de Part en Europe V-XV1IÏ siècle. Bruxelle, 2007), состоящую из четырнадцати разделов, два из которых посвящены Средневековью. Интересно отмегить, что оба эти исследователя занимают «маргинальную» позицию во французской медиевистике. Р.Рехт преподает в Университете Марка Блока в Страсбурге, и сама периферийность этой территории способствует его независимости от магистральных тенденций дисциплины, к тому же он одновременно является директором страсбургских национальных музеев, что является редким примером университетского подхода к материалу и возможности реализовать идеи в музейном пространстве. Ж.Вирт - выпускник Школы Хартий, но преподающий в Университете Женевы также позиционирует себя вне системы, что позволяет ему реализовывать интересные идеи, а также издавать книги, часто глубоко оппозиционные официальным доктринам французской медиевистики1.
Если для первой половины XX • века характерен круг проблем, связанный, главным образом, с развитием романского стиля: скульптура XI века, зарождение романского стиля, появление теории «региональных школ»,
1 Например, книга Wirth J. La datation de la sculpture médiévale. Genève, 2004., на которую не было ни одной аннотации ни в одном французском периодическом издании, связанном со средневековым искусством.
- Київ+380960830922