Ви є тут

Народное искусство Калужского края XIX - XX вв.

Автор: 
Личенко Светлана Ильинична
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Кількість сторінок: 
124
Артикул:
172336
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ .......................................................3
ГЛАВА 1 КАЛУЖСКАЯ НАРОДНАЯ ПРО ПИЛЬНАЯ РЕЗЬБА 36
1.1. Происхождение, развитие, формы и мотивы архитектурной
ДЕРЕВЯННОЙ ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБЫ.................................37
1.2. Художественные особенности архитектурной деревянной
ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБЫ............................................57
ГЛАВА 2 КАЛУЖСКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА.............................77
2.1. ОРНАМЕНТИРОВАННЫЕ ПРЕДМЕТЫ В НАРОДНОМ БЫТУ КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ...................................................77
2.2. Вышивание-домашнее занятие, ремесло.....................93
2.3. Материал и техника калужской народной вышивки...........98
2.4. Сюжеты и мотивы орнамента калужской народной вышивки.. 105
2.5. Стилистическая разработка и трансформация орнаментальных мотивов в калужской народной вышивке......................126
2.6. Народная художественная традиция в современной калужской вышивке...................................................136
ГЛАВА 3. КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЕ В КАЛУЖСКОЙ ГУБЕРНИИ.... 152
ГЛАВА. 4 ХЛУДНЕВСКАЯ ИГРУШКА..................................170
4.1. Истоки русской глиняной игрушки: исторические корни локальной художественной традиции.........................170
4.2. Хлудневкая игрушка: типология, символика, бытование 181
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________________________ 206
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................ 233
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ .......................................~..258
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ.......................................... 259
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 263
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••■••••••••••••••••в 281
3
ВВЕДЕНИЕ
Русское народное искусство становится объектом специального исследования с середины XIX века. Именно в этот исторический период можно наблюдать рост интереса к фольклору, особенностям национальной культуры. Базовые духовные ценности, связанные с самим характером человеческого мировосприятия, принципами природного и социального функционирования человека, составляют суть содержания народного искусства. Развитие его определяется сложным диалектическим процессом преемственности традиций и инноваций. Это делает народное искусство частью современной культуры, ее живым феноменом. Изучение его остается актуальным и в настоящее время. В современную эпоху роста культурных контактов между странами, динамичных интеграционных процессов возрастает значение народного искусства, возрождается интерес к его этическим ценностям, к бесконечным глубинам опыта эстетического освоения мира. Искусство, впитавшее народную философию, основанную на синкретическом восприятии действительности, особом способе образного воплощения мира, оказалось глубоко притягательным, необходимым современному человеку. В нашей стране народное творчество характеризуется многообразием локальных традиций, национальных,, региональных и краевых школ народного мастерства, свидетельствующих о глубоких исторических корнях. В этой связи для последовательного развития науки о народном искусстве, необходимыми и важными становятся региональные исследования.
Интерес к народной художественной культуре Калужского края возник на рубеже Х1Х-ХХ вв. В этот период было положено начало формированию художественно-предметного комплекса калужского народного творчества в музейных коллекциях, предпринимались первые попытки научного осмысления материала. В XX столетии изучению отдельных видов калужского народного искусства был посвящен целый
39
Разнообразие калужского деревянного пропильного декора изначально связано с планировкой и конструктивными особенностями индивидуального жилища. Ажурные наличники дома закрывают щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная рама. Торцовые доски, покрытые резьбой, защищают концы бревен сруба от разрушения их дождем и ветром. Ту же функцию выполняют причелииы, украшающие фронтон дома и предохраняющие его крышу от преждевременного старения. Узорная обшивка сруба тесом ограждает бревна от дождя и снега. Крыльцо, светелка, навесы, ворота - все повышает комфортабельность традиционного жилища, все целесообразно и декоративно выразительно за счет пропильного декора (Илл. 13,16,20,21,25,).
Материал по калужской архитектурной пропильной резьбе неоднороден в хронологическом и стилистическом отношении. Но в целом, калужская архитектурная пропильная резьба прошла путь развития, традиционный для эволюции отечественной домовой резьбы. Возникновение пропильной резьбы большинство исследователей связывает с пореформенной эпохой, ее широкое бытование - со второй половиной XIX века [7]. Но по отношению к отдельным локальным вариантам точная датировка невозможна по причине отсутствия памятников ранее XIX века.
Калужская архитектурная пропильная резьба, представленная в сохранившихся памятниках конца XIX - середины XX века, обладает целым комплексом уже сложившихся характерных признаков. К сожалению, мы не располагаем материалом, чтобы иметь полное представление о калужской пропильной резьбе первой половины XIX века. Можно лишь отметить, что она имела определенное распространение с конца XVIII века. О ее характере можно судить в самых общих чертах по рисункам, сделанным архитекторами в 1870-1880-х годах. В частности, отдельные зарисовки жилых домов Калуги, украшенных пропильной
40
резьбой, были сделаны
Н.И. Рошефором (дом мещанина Щукина. XVIII в.)
(Рис. 1). Рисунки были сделаны и с отдельных декоративных деталей, выполненных в аналогичной технике. В это время в технике пропильной резьбы в калужских селах и привели ны, полотенца,
карнизы. Резьба имела преимущественно геометрический характер
(Рис.2) [8].
Процесс создания
орнамента начинался с предварительного нанесения круглых сквозных отверстий на поверхность доски. 11осле этого вставлялась пила, которой выпиливался узор, имевший сквозной характер. По отношению к оставшемуся фону пропиленный узор занимал незначительное место. Такой прием получил название «прорезь по фону доски». Точнее же узор создается пропилом по фону доски и унаследован по традиции от древнерусской сквозной резьбы, где процесс также начинался с отверстий, куда вместо пилы вставлялся резец.
Само понятие «пропильная резьба» убедительно показывает, что в нем, с одной стороны, отражены определенные приемы технического исполнения резьбы с помощью различных пил (лучковой, ножовки, лобзика и т.д.), а с другой- сохраняется определение «резьбы», что
городах уже выполнялись подзоры,
Рис. 2 Образцы пропильной резьбы. Кон. XVIII —нач. XIX вв.
Рис. I. Лом мешанина Щукина. XVIII в.