Ви є тут

Витражи в интерьерах русского модерна

Автор: 
Зиновеева Марина Михайловна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172432
179 грн
Додати в кошик

Вміст

о
Содержание
Введение 3
Глава I
Своеобразие стиля модерн в России 14
1.1. Общая характеристика стиля модерн в России 14
1. 2. Планово-пространственная структура интерьеров русского модерна 48
Глава II
Специфика витражей модерна 71
2.1. Технологические принципы и отличительные черты витражей
Европы и Америки в эпоху модерна 71
2.2. Специфика витражей модерна в России 84
2.3. Художественные и технологические методы изготовления
витражей модерна 100
Глава 111
Композиционное значение витража в архитектурно-художественной
организации интерьера 118
3.1. Витраж в контексте синтеза пластических искусств 118
3.2. Витраж в организации движения восприятия интерьеров 133
3.3. Закономерности эмоционального воздействия цвета и света витражей 141
3.4. Связь внутреннего и внешнего пространства посредством витражей 148
Заключение 155
Приложение 158
Библиография 175
о
Введение
Проблемы развития художественной культуры рубежа XIX - XX веков еще долго будут интересовать специалистов - искусствоведов, историков, критиков, культурологов. Последняя четверть двадцатого столетия в России была ознаменована общественным и профессиональным интересом к искусству и архитектуре модерна - художественного стиля рубежа XIX - XX веков. Этот интерес был связан с общеевропейской модой 1970-х - 1980-х годов, но имел серьезные основания и в исторических реалиях России. Несмотря на это, на протяжении почти всего XX века вплоть до 1980-х годов, сооружения в стиле модерн считались малоценными, их безжалостно сносили или переделывали.
После многих десятилетий безраздельного господства архитектурного рационализма текучие, изменчивые, органичные формы модерна, его особая, порой яркая, порой блеклая пастельная цветовая гамма, любовь к натуральным материалам - дереву, камню, бронзе, стеклу, своеобразие моды, проявившееся в одежде, тканях, украшениях, вновь стали предметом любования и восхищения. Более того архитектурно-пластические трактовки стиля, опирающиеся, на формы русского модерна вновь вошли в строительную практику. Все это пробуждает интерес к изучению ушедшей эпохи, к воссозданию целостного многопланового портрета стиля и к наиболее полному раскрытию закономерностей организации внутреннего пространства интерьеров русского модерна с помощью витражей, рассматриваемых в контексте синтеза пластических искусств.
Проблемам стиля модерн, его становления, образно-художественной специфики посвящен ряд фундаментальных исследований и научных статей. Однако, собственно витраж в интерьере модерна не выделялся в самостоятельную тему, хотя фактологический и художественный материал позволяет это сделать. Искусство витража привлекает в последнее время многих художников, которые используют композиционные и стилистические
Особенность зарождающейся вместе с модерном архитектурной системы — в гибкости и отсутствии каноничности. Она основывается на принципе постоянного обновления. Появляется возможность, не посягая на систему закономерностей, видоизменять приемы и формы, широко использовать конструктивные и технические новшества. В противоположность эклектике модерн основывается на том, что красота присуща самим зданиям, предметам, а не придается им в виде украшений. Хотя модерн охотно применяет орнаментику, декор, он акцентирует в них то, что прежде маскировалось, подчеркивает их бесполезность, роль чистого украшения, не пытаясь оправдать их применение никакими другими соображениями, кроме эстетических.
Модерн знает два типа декора. Первый — декор, непосредственно сплавленный с конструкцией, неотделимый от нее, который можно определить и как декоративную интерпретацию конструктивных или утилитарных элементов. Он обычно пластичен. Это обрамление окон, оконные и дверные переплеты, перила лестниц, сливающийся с плоскостью стены, словно вырастающий из стен и уходящий в нее рельеф. Второй тип декора - графичный, линейный орнамент, живопись, майоликовые панно -всегда подчеркнуто нефункционален и противопоставлен конструктивной форме. Но в том и другом случае декор модерна преимущественно орнаментален в отличие от декора эклектики, который обычно архитектурен.
Применительно к орнаментике модерна можно, скорее, говорить о структурной символике органического порядка. Она символизирует, а не изображает работу конструкции. Орнамент модерна имеет целью выразить, сделать ощутимой работу конструкции, внутренних сил, материала, их усилия и динамику.
Невыраженность граней, слитность отдельных деталей декора и функциональных элементов создают впечатление изначальной, стихийной
подвижности и жизненной энергии, пронизывающей и одухотворяющей архитектурные формы.
Линейная или рельефная орнаментация — бесконечно разнообразная по формам, упругая или вялая, струящаяся, плавная и текучая. Телу предмета или здания присущи качества живого, развивающегося организма, амбивалентного по своей природе, наделенного силами роста, биологической и духовной жизнью. Вздымающиеся, колышущиеся массы, стремительное и плавное движение органических форм, прозрачные и легкие линейные ритмы орнаментики, железных опор и решеток переходят из здания в здание, из материала в материал - из дерева в железо, из камня в штукатурку, из штукатурки в мрамор, из объемных форм в орнаментальные и обратно.
В модерне линейная орнаментика сплавлена с формой, неотделима от нее. Она не является декоративной в том смысле, который вкладывала в это понятие эклектика. Невозможно определить где кончается форма, стена и где начинается орнаментика, невозможно провести грань между орнаментом, символизирующим конструкцию, и реальной конструкцией, получившей орнаментальную трактовку.
То же можно сказать и об орнаментально-декоративной трактовке фактуры материала. И тут невозможно провести грань между неизобразительным рельефом и фактурной обработкой стены, между чисто утилитарной облицовкой и декором. Модерн открывает заново выразительные возможности традиционных материалов и широко и смело вводит в обиход новые. Он использует контрасты фактурных сопоставлений различно обработанных поверхностей одного и того же материала (разные виды фактурной штукатурки, различная обработка естественного камня) и сопоставление фактуры различных материалов (естественный камень, глазурованный кирпич и штукатурка, естественный камень и штукатурка, естественный камень и глазурованный или облицовочный кирпич). В гамму фактурных сопоставлений входят стекло, майолика, изразцы, витражи.