СОДЕРЖАНИЕ
Введение С. 1-27.
(1) Предмет работы С. 1.
(2) Цели и задачи работы. С. 11.
(3) Методы исследования С. 13.
(4) Структура работы С. 14.
(5) Историография темы С. 15.
Глава I. Иконография ветхозаветных преобразовательных сюжетов
в византийской монументальной живописи Х111-Х1У веков. С. 28-133.
(1) Тексты - источники сюжетов С. 28.
(2) Истоки традиции С. 30.
(3) Иконографические очерки С. 33.
1. Образы Христа, связанные с Ветхим Заветом:
Христос Ангел Великого Совета С. 33.
Христос Недреманное Око С. 60.
2. Прообразы Богоматери:
Явление Моисею купины неопалимой и получение скрижалей С. 65.
Видение Иаковом во сне лествицы и Борьба Иакова с ангелом С. 73.
Руно Гедеона С. 83.
Сон Навуходоносора С. 88.
Видение Иезекиилем врат затворенных С. 96.
Священники перед алтарем С. 99.
Ложе Соломона С. 102.
3. Прообразы и Христа, и Богоматери:
Причащение Исайи С.107.
Три отрока в печи и Даниил во рву львином С. 108.
Премудрость созда себе дом С. 111.
Скиния Завета и Храм Соломона С. 121.
Глава II. Ансамбли ветхозаветных преобразовательных сюжетов в
византийской мону ментальной живописи второй половины XIII -середины XIV веков С. 134-205.
I. Размещение преобразовательных композиций в нартексе и галереях. С. 135.
(1) Функции и символика нартскса и галерей в
палеологовский период С.135.
(2) Принципы декорации нартексов в средневизантийский период и их обновление в XIII - первой половине XIV веков С. 140.
София Трапезундская С. 147.
Церковь Богородицы Перивлеиты в Охриде С. 156.
Оморфи Экклесия в Афинах С. 163.
Церковь Введения во храм в Хиландаре С. 165.
Церковь Богородицы Левишки в Призрене и
церковь св. Георгия в Старо-Нагоричино С. 169.
Церковь Архангела Михаила в Лесново С. 170.
Церковь Успения на Болотовой поле С. 175.
Церковь Богоматери Паммакаристос в Константинополе С. 177.
Церковь Хора в Константинополе С. 179.
Церковь св. Апостолов в Фессалониках С. 181.
Церковь святителя Николая Орфаноса в Фессалониках С. 185.
II. Размещение прообразов Богородицы в алтарной части,
или рядом с ней. С. 186.
Церковь Успения в Протате С. 187.
Церковь святителя Николая в Куртеа де Арджеш С. 189.
Церковь св. Феодора в Мерте Селину С. 191.
Церковь Панагии Форбиотиссы в Асину С. 192.
III. Расположение ветхозаветных сцен как в алтарной части,
так и в нартексе или галереях. С. 192.
Церковь Благовещения в Грачанице С. 193.
Церковь Христа Вседержителя в Дечанах С. 196.
Церковь Богородицы Одигитрии и нартекс Даниила II в Пече С. 197.
Церковь Богородицы в Зарзме С. 199.
Проблема образца С. 202.
Глава III. Закономерности в циклах ветхозаветных прообр&зовательных сюжетов второй половины XIII - середины XIV веков С. 206-215.
Заключение С. 216-219.
Библиография С. 220-230.
Список принятых сокращений С. 231.
19
сюжетов Бегании в Грузии имеется единственная статья 1983 года Е.Л. Приваловой21, в которой перечисляются все интересующие нас сюжеты, которые, однако не получают своего осмысления (автор заимствует минимальную информацию о распространении прообразовательной символики из статьи O.E. Этингоф, тогда еще не опубликованной). Автор констатирует, что здесь представлен самый ранний из развернутых в монументальной живописи цикл прообразов, что справедливо, но не исследует его как ансамбль.
О церкви Софии в Трапезунде имеется исследование 1968 года Д. Талбот-Райса22, которое на настоящий момент несколько устарело и неполно, немногочисленные приводимые автором аналогии в значительной степени случайны. Большинство аналогий относится к более позднему времени — автор сравнивает ветхозаветные сцены церкви с наружной декорацией храмов Румынии, а также соглашается с А. Грабаром, предложившим в свое время параллели им в скульптуре Кавказа и романского мира23. На основе анализа иконографии (в меньшей степени) и стиля в большой степени делается вывод о константинопольском происхождении мастеров этой росписи, модели которой принадлежат, по мнению автора, к самым значимым из константинопольских образцов24. Для нас важен также вывод о первоначальном предназначении церкви в качестве надгробного памятника.
Ансамбль фресок Оморфи Экклесии в Афинах проанализирован в монографии А. Василаки-Каракацани, отмечены и ветхозаветные сцены нартекса и галереи25.
Программа росписи соборной церкви Введения во храм в
21 Привалова E.J1. Новые данные о Бстании // Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 8.
22 Rice D. Т. The church of Hagia Sophia at Trebizond. Edinburgh, 1968.
23 Rice D T. Op. cit. P. 182. Note 144.
24 Rice D. T. Op. cit. P. 241.
25 BaaiXdrr) * Каракатобит] 'A. Ol 7oixo7pa<f>Uç -rfy; 'Оц6рфт)<; 'EtocXuolaç ’AWjva. 1971.
20
Хиландаре не получила еще достаточного освещения в литературе: краткие сведения о имеющихся сюжетах приводятся в указанной статье Г. Бабич. В новой книге Е.Н. Цигаридаса26 программе росписей Хиландара в целом посвящена глава, однако, интересующие нас сцены здесь только упоминаются. Значение этой статьи для нас, безусловно, состоит в описании других циклов этого ансамбля, которым мы воспользуемся в соответствующей главе о соотношении прообразовательных сцен с росписями храма в целом. Больший интерес представляет статья М. Марковича в сборнике о Хиландаре27, посвященная анализу программы росписей кафедрала, выполненных по заказу краля Милутина. Ценность этой статьи состоит в подробном и точном изложении всех сцен нартекса; важны и отдельные замечания о содержании его программы.
О фресках нартекса и галерей церкви св. Апостолов в Фессалониках имеется небольшая статья А. Ксингопулоса28, в которой только указаны расположенные в галереях композиции (однако, не все) и их характер, автор не ставит своей целью их специальное изучение. Также и Г. Бабич в уже упомянутой статье лишь перечисляет сюжеты, представленные в южной галерее. Однако, ряд заключений автора пригодится нам при описании этого важного памятника. Новая немецкая монография X. Штефана также носит общий характер29.
Церкви Архангела Михаила в Лесново посвящена старая статья описательного характера Н.Л. Окунева30 и новая - 3. Гаврилович31, где дается интерпретация программы нартекса храма в Лесново как
26 Tai yaplôaç E.N. Toixoypa<#>icç ttjç ncpiôSou rtav naXaioXôycov ai vao6ç ttiç MaiceôoiHaç GcooaXovliai. 1999. Z. 11-54.
27 Markovié M. The original paintings of the monastery’s main church // Hilandar monastery. Belgrade, 1998. P. 221-242.
28 Xyngopoulos A. Les fresques de l’église des Saints-Apôtres a Thessalonique // Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. P.85
29 Stephan Ch. Ein byzantinisches Bildensemble. Die Mosaiken und Fresken der Apostclkirche zu Thessaloniki. Worms, 1986.
30 Okunev N.L. Lesnovo // L’art byzantin chez les Slaves. Paris, 1930. Vol. 1. P. 222 -263.
31 Gavrilovià Z. Divine Wisdom as Part of Byzantine Imperial Ideology. Research into the Artistic Interpretations of the Theme in the Medieval Serbia Nartex Programmes of Lesnovo and Sopocani // 3orpa4>. 1980. № 11. P. 48.
- Київ+380960830922