Ви є тут

Космология древних и её отражение в искусстве Средней Азии V-X веков

Автор: 
Мкртычев, Тигран Константинович
Тип роботи: 
[Электронный ресурс]
Рік: 
2007
Артикул:
172220
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................... 3
ГЛАВА ПЕРВАЯ................................................... 10
Космологические представления народов Средней Азии в У-Х вв.
1. Космологические принципы ведийской традиции .... 10
2. Космология зороастризма ................................ II
3. Буддийская космология................................19
4. Космологические представления в манихействе .... 25
5. Воззрения на мироустройство в тюркской среде .... 33
6. Строение мира в исламе. Кораническая космология
и ее развитие...........................................37
ГЛАЗА ВТОРАЯ.................. . 45
*
Космологические мотивы и образы в искусстве Средней Азии У-Х вв.
1. Структурные единицы мироздания:
а) небесная сфера........................................45
б) земля.................................................76
в) водная стихия.........................................87
2. Мировой космический порядок в единстве микро и макрокосмов:
а) мировое древо.........................................95
б) четырехрукие богини . ...............................107
в) кезлы , штандарты.....................................III
г) танцовщицы............................................118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................126
ПРуШаЖМЯ:
1. Список сокращений......................................131
2.Библиографи я...........................................132
3. Список иллюстраций.....................................160
4. Иллюстрации............................................163
- 3
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах исторического развития искусство отражает мировоззрение создавшего его народа. Это определило устойчивый интерес к памятникам древнего искусства среди искусствоведов,археологов, историков, занимающихся наследием минувших эпох. Среднеазиатскому искусству древности и средневековья посвящена огромная литература. Она включает в себя как обобщающие исследования, непрерывного процесса художественного творчества народов Средней Азии, так и специальные работы, рассматривающие значение отдельных мотивов и образов на определенных исторических этапах* В таком обширном потоке литературы нередко встречаются упоминания о мотивах и образах, интерпретируемых исследователями как космологические, космогонические, а подчас просто космические. Затрагиваемые в этих определениях понятия - строение мира, его происхождение, его гармония - и их отражение на памятниках искусства Средней Азии уже становились предметом научных исследований. Наибольшее внимание в этом плане было уделено среднеазиатскому искусству эпохи энеолита-бронзы. Так, в ряде статей, завершившихся монографией Е.В.Антоновой на основании памятников материальной культуры и, в первую очередь, памятников искусства, реконструировании некоторые черты восприятия мира древних земледельцев Передней и Средней Азии (в том числе представления о строении мира) /Антонова, 1972, 1978, 1979, 1981, 1984/. По античному искусству имеется интересная работа Ю.А. Рапопорта, в которой разбирается изображение на хорезмийских флягах 1У-Ш вв. до н.э. в сопоставлении с космогоническими теориями зороастрийской традиции /Рапопорт, 1977, с.58-71/, Говоря о раннесредневековом искусстве Средней Азии У-Х вв., упомянем статью Ш.М.Шукурова. В ней автор попытался сопоставить некоторые образцы раннесредневековой иконографии с повсеместно распространенным
16
Таким образом, по представлениям зороастрийцев элементы-стихии - небо, земля, и вода - составляли видимую структуру мира.
Эта трехчастная структура заполнялась следующими творениями Ахура-мазды - растениями, животными и людьми.
В результате четвертого космогонического акта были сотворены растения. Первым появился стебелек, названный в зороастрийеной традиции просто "растением? от которого произошли уже и все остальные. Оно произрастает в центре земли, вероятно, у подножия Пика Хары. По описанию Бундахишны, первое растение - это тонкий стебелек, без ветвей, коры, листьев, однако, по своей природе, "имевший власть над всеми растениями" ( GBd, 1а, 2). Мэри Бойс отмечает, что более популярным было представление о нем, как о могучем дереве, произраставшим в центре озера Зорукаша. На его ветвях росли сотни тысяч различных растений-плодов, что дало основание называть его "древом всех семян" { Vd,y. 19) / Boyce , 1975, р.137-138/. К тому же, оно было известно как место обитания мифической птицы Сайна ( Yt , 12, 17), позднейшего Сэнмурва.
Поблизости от "Древа всех семян", а также в озере Ворукаша росло другое дерево иранской мифологии могучее Гаокерена < Yt Д# 30; GBd, У1Л.6). Согласно пехлевийской традиции, это дерево является Белой Хаомой ( GBd,xyi, 5). Оно дает бессмертие вкусившим его плоды, "возвращает быстротечное время". По словам М.Бойс,ряд одинаковых черт в описании этих деревьев в источниках (сходные эпитеты, место обитания, обоих охраняет гигантская рыба "кар") служит поводом для их ошибочного отождествления / Воусе, 1975, р.138/.
Пятым космогоническим актом был устроен первородный скот-бык Gavaevo data. Он был "белым и сияющим как луна" и пасся на правом берегу благой рекиУеЬ Daiti ( GBdIa.I2). Gavaevo data
- 17 -
подвергся нападению Злого Духа и был убит. Пораженный, он упал на правую руку и испустил семя. Часть этого семени попала на луну и очистилась в ее свете. Из этой части произошли все полезные благостные животные. Другая часть семени, упавшая не землю, послужила началом многим растениям /воусе %. 1975, р.139/.
На другой стороне благой реки Veil Daiti Ахурамазда устроил Первочеловека Гайомэратана, который сравнивался с солнцем (GBd, la, 12.13). В свою очередь, Первочеловек был также умерщвлен Злым Духом. Упав на левую руку, умирая, он испустил семя, Очищенная в свете солнца, часть семени была вверена земле и по прошествии сорока лет породила растение. Из него произошли Машья и Машьяна -первые мужчина и женщина, ставшие основателями рода человеческого
/Воусе , 1975, 139-140/.
Наряду с шестью видимыми творениями Ахурамазды существовало
еще одно, седьмое, распространенное во всех остальных созданиях - огонь (Zadsparam ,1.25). Считалось, что он есть в семени всех живых существ, течет по венам земли, поддерживает корни растений, сияет солнечным светом на небе. По своему универсальному характеру огонь соотносился с понятием Asa , которым в зороастризме выражался мировой порядок*. Эта связь прослеживается еще в Гатах, где огонь имеет эпитет "сильный, благодаря Asa 11 ( Y, 43, 4) / Воусе , 1975, р.211-212/.
Всем элементам-стихиям, из которых,по представлениям зо-роастрийцев складывалась Вселенная, соответствовали божества разной иерархии, При этом собственно персонификации стихий, представленные в пантеоне божествами второго уровня, как правило, относились не к своему элементу-стихии, а к другому, в зависимости от своих связей в видимом мире**. Такая сложная опосредованная связь
* 0 соотношении огня как творения Ахурамазды с понятием Asa как принципом гармонии см.: Воусе , 1975, р.267.
юе 0 зороастрийском пантеоне см.: Воусе , 1975, р. 267-271.