Ви є тут

Купеческий портрет как жанр русской живописи

Автор: 
Александрова Ольга Викторовна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172244
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение Глава 1.
Генетические корни жанра купеческого портрета.
1.1 Портрет купца в русском искусстве XVII, XVIII веков.
1.2 Жанровая система примитива и место в ней купеческого портрета.
1.3 Социальные корни купеческого портрета и влияние на него старообрядческого портрета
Глава 2
Купеческий портрет-жанр русской живописи.
2.1 .Становление жанра.
2.2.Расцвет жанра 2 3. Угасание жанра.
Глава 3.
Портрет купца и купеческий портрет в собраниях ивановских музеев.
3.1.Распространение купеческого портрета в ивановском крае в первой половине XIX.
3.2.0браз купца в ивановской гюртретописи периода расцвета.
3.3 Образы купчих в ивановской коллекции.
Заключение
Примечания Список литературы Список сокращений
Введение.
Диссертация посвящена купеческому портрету - одному из жанров русской живописи, получившему распространение в первой половине XIX века Купеческие портреты в немалом количестве хранятся в художественных и краеведческих, столичных и периферийных музеях.
Актуальность диссертационного исследования определяется существующим в современной отечественной науке интересом к примитиву и пограничным ему явлениям, к числу которых относится купеческий портрет. Однако купеческий портрет как особое явление русского искусства не только не изучен, но и не локализован. Входящие в его состав произведения не выделены в массе примитивных портретов, не всегда атрибутированы и не опубликованы.
Актуальна 1ема диссертации и в теоретическом аспекте в сфере изучения примитива терминологическая проблема сюит особенно остро, многие термины нуждаются в уточнении, ощущается необходимость введения новых дефиниций. Применение методологии системно-исторического жанрового анализа на примере исследования купеческого портрета позволяет усовершенствовать и упорядочить используемый в изучении примитива терминологический аппарат.
Переоценка сословной характеристики купечества и его роли в истории России, произошедшая в постсоветский период, также актуализирует рассмотрение купеческого портрета в расширенном социокультурном контексге
Степень разработанности проблемы.
Купеческий портрет как жанр русской живописи в науке не рассматривался, однако сам термин «купеческий портрет» был введен в 1920-х годах заведующим историко-бытовым отделом Русского музея -М Приселковым для обозначения всякого сущеетвующего в искусстве
2
изображение купца Ивана Максимовича Затрапезнова (копия, 1-ая пол. XVIII века. Музей им. Д.Г. Бурылина), которое доносит до зрителя барочный пафос сословного прославления личности.
Иван Максимович Затрапезное жил в первой половине XVIII века и был родом из купеческой семьи. Надпись на обратной стороне холста говорит о том, что Затрапезнов был коллежским советником, первым полотняным фабрикантом, фундатором, советником и мануфактур директором На портрете он предстает не только как купец, но и как государственный служащий. Промышленник изображен в парике и парадном купеческом одеянии: из-под расстегнутого жилета видна белая манишка, сверху чёрный кафтан с красными отворотами. То, что купец позирует в модном костюме, показывает, что он стремится соответствовать требованиям времени и утвердиться в новом статусе образованного, прогрессивно мыслящего промышленника. Герой изображен человеком деятельным, инициативным и предприимчивым - это дитя петровской эпохи.
В первой половине восемнадцатого столетия у русской портретируемой публики европеизированных взглядов существовала возможность выбора между рокайльными и барочными формами. Рокайль, конечно, являлся более популярным, так как соответствовал европейской моде, стиль барокко всё-таки был несколько устаревшим. Но купцам понять и принять рокайльную игру и беззаботность было сложно, и такой серьёзный, деловой человек как Затрапезнов, по своему типу не соответствовал идеалу рококо, поэтому для портрета выбрана барочная форма.
Проявилась она весьма своеобразно. Портретист-самоучка даже в копии с чужого произведения остро почувствовал и передал внутреннюю распирающую оболочку формы энергию барокко, и пожертвовал правильностью рисунка. Большие, округленные, широко расставленные глаза разного размера, активно выступающий нос, сильно сдвинутые по профильной линии вглубь губы и подбородок наделяют образ внутренним стремительным движением Это ощущение усиливается
16
разнонаправленностью положения головы и торса и широко раскинутыми руками, так что даже сложно сказать, стоит ли портретируемый или он уверенно и стремительно проходит мимо, бросая на зрителя случайный взгляд. Эта внутренняя динамика формы и рождает впечатление безграничной уверенности в себе изображенного и безапелляционного прославления его сословного положения.
Тема парадной репрезентации помимо костюма поддерживается цветовой гаммой. Декоративную выразительность портрету придает яркая, торжественная красочность, главный аккорд которой составляет сочетание красных отворотов сюртука и лазурно-зеленого плотного по цвету и красочной фактуре фона. Более звонким и чистым звучание этого аккорда делает белый цвет, почти чистый на манишке и голубоватый на парике. Подбирая цвет карнации, художник тоже больше руководствовался стремлением к декоративности, чем к передаче материальности: теплый жёлто-бронзовый цвет лица выразительно сочетается с красными губами и насыщенным коричневым цветом глаз и бровей.
Но выражение лица Затрапезнова не соответствует барочному пафосу, в нём нет уверенности в собственном всесилии. Лицо героя беспокойно-болезненное, неглубокие, но заметные морщины на лбу передают внутреннюю тревожность, брови даже страдальчески напряжены. Маленький, заострённый подбородок, задвинутый внутрь, наделает образ Затрапезнова чертами хрупкости и незащищенности. Только в резком умном взгляде больших выразительных глаз и напряжённо сжатых губах проявилась энергия упорного характера, позволившего купцу преодолеть все препятствия, которые возникали при постройке его фабрики.
Портрет соответствует контексту эпохи, выражая тему «героя-деятеля», «государева работника», но его образная концепция разноречива, главенствующая тема недостаточно подчёркнута. Барочная стилевая форма, предназначенная для восхваления всесилия, полной независимости личности высшего сословия, и отражение характерных особенностей купца, чья жизнь
17