Содержание:
Стр.
Введение 4
Глава I. Основные направления государственной политики в 24
области современного изобразительного искусства в СССР в 1960-1980 годы
Глава И. Частная коллекция как альтернатива 61
государственной политике в области современного изобразительного искусства в Советском Союзе в 1960—
1980 годы
§1. Частная коллекция неофициального русского 63
искусства 1960-1980-х годов как альтернатива государственному музейному собранию. (На материале коллекции Е.М. Иутовича.)
§2. Роль коллекционера как галериста и архивиста неофициального русского искусства 1960-1980-х годов. (На 87
материале коллекции Л.П. Талочкина.)
Глава III. Коллекционер и новые имена в русском 100
изобразительном искусстве 1960-1980-х годов
§1. Красноярский художник А.Г. Поздеев и 102 коллекционер O.A. Дюжиков
§2. Графические произведения В.И. Яковлева в 119
собрании Н.В. Котрелева
§3. Графические произведения Д.М. Краснопевцева в собрании И.Г. Саиовича 124
2
§4. Коллекция А. Зарипова и художники «Левого 128
МОСХа»
Заключение 140
Примечания 143
Библиография 154
3
последствия для развития живописи в России в последующие пятнадцать лет, - пишет К. Грей, - было появление покупателей картин. В средних классах “культура” и собирание картин стали неотъемлемой чертой респектабельного состоятельного гражданина. Тематика коллекций была разной, но опять-таки отражала влияние “Мира искусства” на формирование вкуса следующего поколения. Так, после выставки Дягилева 1905 года, привлекшей благосклонность публики к русской портретной живописи восемнадцатого и начала девятнадцатого века, вошли в моду эти ранее забытые школы. Новое увлечение коллекционированием имело еще более важные последствия - благодаря ему в Россию были завезены образцы живописи французских постимпрессионистов, оказавшие огромное влияние на молодых художников. Самыми блестящими собраниями такого рода были собрания москвичей Сергея Щукина и Ивана Морозова»15. И далее: «Так, благодаря собраниям Морозова и Щукина русским художникам был, по существу, преподан краткий курс революционной французской живописи последних сорока лет - в Москве лучше были знакомы с передовыми идеями и направлениями последних десяти лет, чем в самом Париже, где не было представительного собрания, отобранного людьми со столь верным глазом»16. Исследование Камиллы Грей о русском авангарде вышло первым тиражом в Лондоне еще в начале шестидесятых годов (1962 год), британский искусствовед утверждала, обосновывая свои выводы яркими образными и очень точными примерами, что новые и самые что ни на есть радикальные направления в изобразительном искусстве XX столетия были изобретены в России незадолго до революции. Книга была переведена на несколько европейских языков; была также переиздана в Лондоне в 1986 году.
17
Отдельно стоит остановиться на книге К. Буррус «Российские коллекционеры произведений изобразительного искусства. Открытые частные сокровища» (Лондон; Нью-Йорк, 1992)17. Реставратор и куратор выставок Кристина Буррус18 сосредоточила свое внимание на российских коллекционерах XX века. Книга автора, вышедшая на французском языке в Париже в том же 1992 году, имела название «Русские коллекционеры от одной революции к другой»19. Действительно, в книге прослеживаются история и дальнейшая жизнь отдельных русских частных собраний с 1917 до 1991 года. Даны портреты коллекционеров-«предшественников»: Щукина, Морозова. После 1917 года
имущество, в частности коллекции произведений изобразительного искусства аристократии и купечества, было национализировано. Частные коллекции должны были стать публичными после выхода Декрета о произведениях искусства от 19 сентября 1918 года. Декретом от 5 декабря 1918 года частные коллекции уже объявлялись собственностью государства, и на этой основе впоследствии были созданы многие музеи. Тем не менее после многих лет всеобщей бедности и нищеты, традиции частного коллекционирования в России постепенно начали возрождаться. Далее в книге следуют разделы, имеющие соответствующие заглавия: «Собрание Соломона Шустера. Дух Санкт-Петербурга», «Собрание Валентины Голод. Дворец в миниатюре», «Собрание Владимира Палеева. Сохраненное наследие», «Коллекция Дмитрия Варшавского. Движимое чувственностью», «Коллекция Игоря Сановича. Кабинет редкостей», «Коллекция Валерия Дудакова. Мечта куратора», «Коллекция Юрия Вайсмана. В нескольких шагах от Екатерины Великой», «Коллекция Абрама Чудновского. Союз искусства и науки», «Собрание
18
- Київ+380960830922