Ви є тут

Цикл фресок фра Беато Анджелико во флорентийском монастыре Сан Марко. Доминиканская художественная традиция

Автор: 
Хмелевских Ирина Васильевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
284
Артикул:
172132
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................3
Глава 1 РОЛЬ КОНВЕНТОВ САН ДОіМЕНИКО И САН МАРКО В ЖИЗНИ ФЛОРЕНТИНСКОГО ОБЩЕСТВА В XV в..........................25
1.1. Фра Беато Анджелико и Сан Доменико
' { '
во Фьезоле. Монастырская реформа...............................25
1.2. Основание Сан Марко. Патронат Козимо Медичи...............39
1.3. Библиотека. Взаимодействие доминиканской и гуманистической традиции........................................45
1.4. Религиозные братства во Флоренции.........................64
1.5. Фра Анджелико и Сан Марко.................................71
Глава 2 ФРЕСКИ В ЗАЛЕ КАПИТУЛА И КЛУАТРЕ.......................75
2.1. «Распятие со святыми».....................................77
2.2. Фрески в клуатре...........................;..............83
Глава 3 ФРЕСКИ ДОРМИТОРИЯ......................................89
3.1. Программа фресок в кельях.................................89
3.2. Медитативная практика и иконографические особенности......96
3.3. Исторический контекст и религиозные переживания...........108
3.4. Sacre rappresentazioni в Сан Марко........................112
3.5. Фрески келий и media revolution...........................124
Глава 4 ФРЕСКИ В КОРИДОРЕ ДОРМИТОРИЯ...........................138
4.1. Благовещение и prospettiva legitlima......................138
4.2. «Sacra conversazione», Распятие со св. Домиником..........150
Заключение.....................................................155
Приложение.....................................................162
Список использованной литературы...............................165
Список иллюстраций.............................................190
Альбом иллюстраций.............................................197
ВВЕДЕНИЕ.
3
Когда в 1866 году доминиканский монастырь Сан Марко1 прекратил свое
л
существование" и был в 1869 году превращен в музей (илл. 1), находившийся там цикл росписей фра Беато Анджелико стал доступен широкой публике. Хотя с фресками можно было познакомиться и несколько раньше, по изданному в 1853 году фолианту падре Винченцо Маркезе, где были помещены гравированные изображения основных сюжетов фрескового ансамбля3. С тех пор цикл фресок Сан Марко не оставался без внимания исследователей. Более того, он был признан самым значительным произведением в творчестве фра Беато.
Росписи Сан Марко действительно представляют собой целостный и завершенный ансамбль, содержащий идеи и образы, волновавшие современников. Его поэтическая глубина и цельность, сдержанность и духовная дисциплина его создателей находят отклик и у сегодняшнего зрителя.
Актуальность темы исследования. Слава фра Анджелико как художника, возникшая еще при жизни, неотделима от его религиозного почитания. В 1469 фра Доменико да Корелла вводит в употребление прозвище «Angelico» (Ангельский)4. Позднее к нему присоединилось еще и «Bcato» (Блаженный), хотя католическая Церковь не причисляла его к лику блаженных довольно долго. Акт беатификации состоялся лишь в 1984 г., то есть это прозвище является результатом исключительно устной, неофициальной традиции почитания художника. Образ фра Беато Анджелико и его искусство сделали его любимым персонажем для философа-богослова (например, для Ж.
1 Gogkin G.S. The monastery of San Marco. Florence, 1898. P. 72.
2 После ликвидации патримония Святого 11етра монастыри Сан Доменико во Фьезоле, а затем и Сан Марко попали под волну секуляризации, прокатившейся по Италии и значительно сократившей количество действующих монастырей.
3 Marchese V., O.P. San Marco Convento dei Padri Predicatori in Firenze, illustrato e inciso principalmente nei dipinto del В.G.Angelico, con la vita la stesso pittorc. Firenze, 1853.
4 Bartz G. Maîtres de l’Art italien Fra Angelico. (Printed in China). Pour édition française: Tandem Verlag GmbH h.f.ullmann, 2007. p. 8.
27
активность фра Анджелико резко снизилась; в 1452 г. он отказался от заказа на роспись собора в Прато, на это время не приходится ни одной иконы, написанной им в Риме, где художник прожил последние три года. К последнему периоду относят выполненный по заказу Козимо армариоло -ларец для хранения церковной утвари, правда, с довольно размытой датировкой 1448-1455 гг. (к тому же ларец оставался во Флоренции, следовательно, его заканчивали ученики)43, в 1454 г. он выступил консультаном Филиппо Липпи и Доменико Венециано при росписи капеллы Дворца приоров в Перудже, и, согласно гипотезе п. С. Орланди, руководил выполнением цикла фресок в ц. Санта Мария сопра Минерва в Риме, ныне не сохранившихся. 11ричиной этого спада мог быть именно немалый возраст.
Доводы в пользу ранней даты рождения (1387) приводит К. Жильбер. Основываясь на статистическом исследовании возраста послушников в доминиканских общинах Сан Доменико да Фьезоле и Санта Мария Новелла, Жильбер подчеркивает, что то был исключительный случай, чтобы кто-нибудь в тридцатилетием возрасте вступил в орден, но именно столько, скорее всего, и было Гвидо ди Пьеро, поскольку он и его младший брат Бенедетто уже имели и профессию’14, и практику. В подавляющем большинстве случаев возраст новициев составлял 14-16 лет, и они не были обучены какому-либо ремеслу. Косвенным образом с этим согласуется замечание Дж. Спайка о том, что фра Анджелико и его брат были, похоже, единственными мирянами, вступившими в общину Сан Доменико в продолжение 1420-х гг., в то время как этот фьезоланский монастырь рекрутировал своих новициев, главным образом, из других доминиканских конвентов45. С поздней датой рождения не согласуется еще один ранний источник, упоминающий художника, - это жизнеописание фра Доминичи, составленное монахом Санта Мария Новелла фра Джованни
43 Gilbert C. Lex Amoris. La legge dcll’amore nelPinterprctazione di Fra Angelico. Firenze: Le Lettere, 2005. P. 18-21; Pittura du lucc. Giovanni di Francesco e Parte fiorentina di metà Quattrocento. Milano: Elcmond Editori Associati by Olivetti, 1990. P. 164-166.
44 Gilbert C. The Conversion of Fra Angelico / Scritti di Storia dcll’artc in onore di Roberto Salvini, cd. Sansoni, Firenze, 1984. P. 282-283.
45 Ibid., P. 283; Spike J. Fra Angelico. Milano, Éditions Liana Levi, 1996. P. 21-22.
28
Кароли (1428-1505). Фра Кароли называет художника среди тех, кого фра Доминичи лично принимал в орден46. Однако (если придерживаться поздней даты рождения) это свидетельство не приходится принимать во внимание, поскольку после 1408 г. фра Доминичи во Флоренцию не возвращался47. Наконец, кураторы выставки 2005 г. в Метрополитен музее, устроенной к 550-летней годовщине со дня смерти художника, Л. Кантер и П. Палладино называют 1395 год в качестве наиболее вероятной даты. Такая дата, судя по всему, позволила им лучше обосновать атрибуцию ранних произведений фра Анджелико48, количество которых стало существенно увеличиваться за последнюю четверть XX в.
Но все это область догадок. Единственно установленным фактом является то обстоятельство, что в июне 1423 г. художник уже был монахом Сан Доменико да Фьезоле.
От этого периода жизни фра Анджелико сохранилось сравнительно мало документов. Названная Вазари дата основана на данных хроники фьезоланского монастыря49, которая была составлена только в XVI в., чем, видимо, и объясняются имеющиеся там ошибки в датах. Вероятнее всего Гвидо ди Пьеро вступил во фьезоланский конвент ок. 1419-22 гг. Последняя дата, 1422 г., обусловлена тем, что человек, вступивший в орден, обязан был провести год в качестве новиция (tempus probationis). В это время практически невозможно выполнять заказы, у послушника нет на это времени50. Долгое время во фьезоланской обители принятые в орден братья проводили положенный год новициата в Кортоне, скорее всего, из-за отсутствия помещений в родном монастыре.
46 Caroli Fr. Joanne Florentino. Vita di В. Ioanne Dominici Cardinale // Acta Sanctorum, lunii. T.
II. Antverpen, 1697. P. 405-406.
47 Centi Tito S. Le Bienheureux fra Angelico Giovanni da Ficsolc. Paris, Les editions du Cerf,
2005. P. 24-25.
18 Kanter L., Palladino P. Fra Angelico. The Metropolitan Museum of Art. New York, Yale University Press, New Haven, London. 2005.
49 Baldinucci F. Notizie de’professori del disegno da Cimabue in qua opera di Filippo Baldinucci. Milano, 1811. Vol. V. P. 168.
50 Marino E. Op. cit. P. 14-15.