2
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение 3-22
2. Глава 1. Архитектурные ансамбли и интерьеры храмов Валаама 23-74
3. Глава 2. Изобразительное искусство Валаамского монастыря (иконы и монументальная живопись) ХУШ - середины
XIX вв. 75-95
4. Глава 3. Валаамский монастырь и Академия Художеств
(1850-1880-е года). Творчество иеромонаха Алипия 96-115
5. Глава 4. Живопись Валаамского монастыря конца XIX -начала XX вв. (К истории Валаамской художественной школы. Монументальные росписи Валаама и проблемы их
реставрации) 116-143
6. Заключение 144-154
7. Примечания 155-165
8. Список использованной литературы 166-194
9. Приложения 195-255
10. Список сокращений 256
1 1. Схемы расположения росписей 257-260
12. Список иллюстраций 260-269
3
Введение.
Значение Валаамского монастыря в духовной жизни России невозможно переоценить. Многие столпы православия, великие русские старцы начинали, либо заканчивали свой путь на Валааме. Среди них такие глубоко почитаемые всеми православными людьми подвижники, как святые Валаамские чудотворцы Сергий и Герман, Авраамий Ростовский, Зосима Соловецкий, Арсений Коневский, Александр Свирский. Достаточно перечислить лишь несколько имен, чтобы понять, каким духоносным центром был этот остров, огражденный от мира холодными водами Ладоги.
Валаамский монастырь неоднократно подвергался тяжелым испытаниям - частые нападения шведов и пожары разрушали временами каменные и деревянные постройки. Но внутреннее его устроение было столь крепким, что духовная нить, связующая основателей монастыря святых Сергия и Германа с продолжателями их дела, не прерывалась никогда. Монастырь после разрушении вновь возрождался и его авторитете возрастал. В конце ХУШ - начале XIX вв. небольшой русский остров уже часто сравнивают с Афоном. Северным Афоном называют Валаам многие публицистические источники XIX века. Например, журнал «Нива», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация» и другие, а также издание самой обители «Описание Валаамского монастыря /10-13, 44/ .
36
появились главы церквей Успенской и Никольской. Заметно, что выработались уже определенные строительные традиции, в связи с которыми из одной перестройки в другую переходили какие-то общие характерные детали: сохраняется место расположения ворот в ограде монастыря и некоторых часовен, неизменным остается положение, занимаемое Преображенским собором. Сам собор строится вновь пятиглавым, с завершениями в форме луковиц. Несмотря на то, что колокольня теперь вплотную примыкает к собору, в основных еб формах есть отголоски прежней деревянной архитектуры: средняя часть звонницы
представляет собой восьмерик, поставленный на четверике; есть нечто общее и в абрисе кровли, а главное - сохраняется впечатление строгости и монументальности устремленного вверх силуэта-ил.7.
Главное изменение, произошедшее с композицией всего монастырского комплекса, состоит в том, что теперь совершенно ясно обозначилась основная архитектурная доминанта, единый художественно-смысловой центр: Спасо-Прсображснский собор. После того, как собор соединился с колокольней, остальные храмы словно отошли в тень-ил.8.
Все вновь возведенные постройки имели строгий и даже несколько аскетичный облик, их фасады не изобиловали архитектурными деталями - акцент был сделан на монументальность и одновременно живописность общего силуэта-ил.9.
К числу немногих архитектурных украшений следует отнести четырехколонный портик, оформлявший вход в собор, треугольные филенки над окнами барабанов куполов,
37
а также мелкие сандрики под кровлей куполов и портика. В плане храм представлял собой вытянутый прямоугольник, разделенный шестью столбами на три нефа, но в нижнем храме части его были заняты подсобными помещениями, таким образом пространство самой нижней церкви имело очертания греческого креста с полукруглой алтарной апсидой на востоке.
Преображенский собор был освящен в 1794 году, нижний храм во имя преподобных Сергия и Германа - в 1789 году.
Темпы возведения каменных зданий на осірове были очень высоки: с 1 785 по 1801 освящены Успенская церковь, Снасо-Преображснский собор, церковь святителя Николая и выстроено внутреннее каре монастыря.
Одновременно за пределами монастырской усадьбы строятся каменные часовни: на горе, рядом с монастырем, и под горой - у пристани. И, наконец, на острове Скитском, на месте деревянной церкви, поставленной при игумене Ефреме, строится первый каменный скит во имя Всех святых (освящен в 1793 году). Вероятно игумен Назарий не успел довести до завершения отделку интерьеров новых церквей. Судя по архивным документам, этим занимался преемник отца Назария - игумен Иннокентий.
Первые документальные данные о внутреннем убранстве нижней церкви во имя преподобных Сергия и Германа Преображенского Собора встречаются, именно начиная со времени настоятельской деятельности игумена Иннокентия: в У1 томе историко-статистических сведений о Санкт-Петербургской епархии сообщается об установке в 1803 году серебряной раки над мощами святых Сергия и Германа
- Київ+380960830922