Ви є тут

Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века

Автор: 
Строганов Сергей Анатольевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172412
179 грн
Додати в кошик

Вміст

* 2
Оглавление
Введение............................................................ 4
Историография вопроса.............................................. 10
Глава I. Характеристика эпохи...................................... 19
Христианский неостоицизм в XVII века............................ 19
Идеология патриотизма........................................... 23
Экономическое и военно-политическое положение Голландии в 1620 - 1650 годы................................................ 26
Экономическое положение Голландии 1620-1650 годов............... 28
Военно-политическая обстановка Голландии 1620 - 1650 годов... 33
Военные реформы 1580-х годов в Северных Нидерландах и их значение........................................................ 38
* Заказчики и покупатели батальных картин в Голландии первой
половины XVII века.............................................. 48
Глава II. Искусство и батальный жанр Голландии первой половины XVII века.......................................................... 55
Предыстория голландского батального жанра. Возникновение мотива кавалерийского сражения в Новое время.................... 55
Южно-нидерландская школа батальной живописи второй
половины XVI - начала XVII века (Себастьян Вранкс и его
школа).......................................................... 59
Идеологические особенности батального жанра голландской 70
живописи.....................................................
Труды по теории искусства XVII века и батальный жанр голландской живописи первой половины XVII века.................. 74
Иконография сцен кавалерийских сражений......................... 82
* Всадник...................................................... 82
Вооружение и амуниция........................................ 86
Сигнализация и связь......................................... 88
Тактические приемы ведения боя кавалерий..................... 88
Пейзаж....................................................... 89
Вспомогательные элементы в картинах голландских баталистов................................................... 91
*
♦ 3
Стилистические аспекты жанра кавалерийских сражений......... 92
Манера Яна Мартсена Младшего........................... 93
Манера Паламедеса Паламедеса........................... 97
Манера Беньямина Кейпа................................. 98
Композиция.................................................. 99
Технологический аспект........................................ 101
Глава III. Коллективная дуэль у Хертогенбоса 5 февраля 1600 года. Значение сюжета для развития голландской батальной живописи первой половины XVII века......................................... 106
Глава IV. Картины П. Паламедеса в Эрмитаже........................ 118
Кавалерийская схватка. 1623/1624.............................. 118
Кавалерийское сражение (Нападение на обоз). 1632.............. 131
* Стычка конницы с пехотой. 1632/1633.......................... 142
Кавалерийский бой у реки. 1632/1633........................... 151
Кавалерийское сражение. Ок. 1638.............................. 152
Заключение........................................................ 158
Библиография...................................................... 164
Список иллюстраций................................................ 175
Альбом иллюстраций................................................ 185
*
*
# 26
Первый же крупный политический успех Республики - перемирие (1609 - 1621) - зафиксировал процесс образования новой голландской нации [илл. 11]. Ее самосознание потребовало срочной самоидентификации в широких областях деятельности. Что же касается отражения в искусстве действий всей нации в войне, то наиболее адекватным выражением самоидентификации молодой нации стала батальная живопись, а в ней - сцены кавалерийских сражений как дающие наиболее верное представление о природе войны. Эти кавалерийские сцены прямо говорили о воле нации к победе, к суверенной свободе, к достойному ей месту среди других великих ^ держав Европы. Вот почему ни раньше, ни позже самой историей было
запрограммировано становление батального жанра голландской живописи в конце 1610-х годов.
Выяснив наиболее общие идейные предпосылки батального жанра, относящиеся к концу XVI - началу XVII века, и время его зарождения, облегчается задача очерчивания круга проблем, относящихся непосредственно к изображениям кавалерийских сражений. Все эти проблемы обозначены оглавлением к настоящей работе. Несмотря на сугубо узкую «профильность» темы, проблемы эти освещают многие общие вопросы батального жанра, так как проблематика работы относится к ним как к части органического I целого.
Экономическое и военно-политическое положение Голландии
в 1620 - 1650 годы
Современные историки искусства Голландии находят связи между экономическими, политическими и другими условиями общественного бытия с внутренне присущими искусству законами
»
♦ 27
развития весьма условными (опосредованными) (см., например, рассуждения Б. Хака в его труде {99, 14]), признавая в принципе, что такие связи существуют как сами собой разумеющиеся [99, II], тем не менее в качестве фона искусства, введения к нему они дают обстоятельные политико-экономические обзоры положения страны на тот или иной период времени. Эта далеко не академическая традиция восходит к XIX веку, когда голландские историки искусства перенесли понятие «Золотой век» Голландии с характеристики положения экономики XVII века в Голландии на развитие искусства в тот же период.
I Если вспомнить, что теоретики и историки искусства
Нидерландов XVII - XVIII веков никогда не давали анализа экономической и общественной среды художников, ни даже простых описаний ее, то знакомство с характеристикой искусства, данной литератором Е. Ротгитером (1808 - 1875), рассуждающим о финансово-экономических проблемах далекой эпохи, весьма знаменательно. Впервые термин «Золотой век» он применил, рассуждая в статье о новых формах предпринимательства: о кредите и
акционерных компаниях XVII века, причем в его экономическом очерке в беллетрезированной форме ведут диалог три персонажа Ян Компания, Ян Кредит и Ян Салире. Первый из них олицетворял Силу
^ (экономическую мощь), второй - Решительность и третий -
Предприимчивость (salire по-латински: «бить ключом, подпрыгивать как соль на огне») [99, 503]. Через короткое время после появления статьи Ротгитера термин «Золотой век» появился в одном из газетных очерков: «Het Rijksmuseum te Amsterdam», но уже применительно к изобразительному искусству, достигшему расцвета в то время. Этот термин привился в литературе об искусстве, тем самым непреднамеренно связав далекие, на первый взгляд, явления экономической жизни с культурой, а главное - очень выразительно
*