ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.........................................................3
Глава I. Основные художественные и эстетические предпосылки
и источники этнофутуризма.......................................20
§ 1. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов............20
§ 2. Эстетика и искусство постмодернизма........................38
Глава II. Этнофутуризм в изобразительном искусстве Удмуртии:
основные принципы, черты и особенности..........................46
§ I. Основные философские и эстетические принципы
этнофутуризма...................................................46
§ 2. Живопись...................................................64
§ 3. Графика....................................................97
§ 4. Скульптура................................................128
§ 5. Декоративно - прикладное искусство........................145
§ 6. Проблема синтеза жанров в этнофутуризме...................168
Заключение.....................................................183
Список использованной литературы...............................191
Приложения.....................................................198
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире, на фоне активных процессов глобализации, стандартизации и унификации культуры особую злободневность и остроту приобретают проблемы не только выживания и сохранения, но и дальнейшего развития этнических культур. В первую очередь это относится к традиционным культурам т.н. «малых народов». Именно этим во многом объясняется обращение творческой интеллигенции финно-угорских этносов России и зарубежных стран к национальному прошлому, к этническим корням, подъём национального самосознания. Стремление органично соединить язык и основные формы культуры постмодернизма - с одной стороны, и традиционную духовную культуру этноса - с другой, способствовали возникновению нового, перспективного и динамично развивающегося направления в художественной культуре финно-угорских народов, получившего обобщающее название «этнофутуризм». В этом термине заложены два начала: с одной стороны - устремление этноса в будущее, а с другой - попытка заново переосмыслить и открыть для себя основы (и даже первоосновы) национальной культуры, осмыслить её дальнейшую судьбу в условиях глобализации.
В современном поликультурном пространстве этнофутуризм представляет собой ответ на глобализацию, способ сохранения традиционных духовных ценностей, качественно новый этап в развитии национальной культуры.
В связи с этим особую актуальность приобретает многостороннее и комплексное осмысление этнофутуризма в профессиональном изобразительном и декоративно - прикладном искусстве Удмуртии, причём не только как направления в современном искусстве республики, но и как социокультурного явления, имеющего широкий общественный резонанс.
Степень изученности проблемы. Творчество художников -этнофутуристов Удмуртии и ряд других проблем (в основном -
20
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОЧНИКИ ЭТНОФУТУРИЗМА
§1. РЕЛИГИОЗНО - МИФОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
УДМУРТОВ
На протяжении всей истории человечества мифология играла важную, а на самых ранних её стадиях - подчас и определяющую роль в духовной жизни общества. На сегодняшний день, несмотря на многочисленные исследования как отечественных, так и зарубежных исследователей, многие аспекты данного явления остаются слабо разработанными и недостаточно исследованными. Даже такие ключевые понятия как «миф» и «мифология» до сих пор не имеют единого, универсального истолкования. «Едва ли найдётся другое такое явление в области духовной культуры человечества, о котором высказывались бы столь различные, прямо противоположные суждения, как мифология», -пишет по этому поводу выдающийся отечественный исследователь С.А. Токарев [60, с.507]. «Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства», - так раскрывает суть этих понятий Е.М. Мелетинский [40, с.513]. «Миф как способ отношения человека к миру имеет свои специфические черты, в полной мере проявляющиеся во всех аспектах человеческой деятельности. Видоизменяясь в зависимости от сферы применения, эти характеристики формируют особую картину мира, не только доминирующую на ранних этапах человеческой истории, но и определяющую ряд особенностей функционирования социума на современном этапе развития культуры», - к такому выводу приходят авторы коллективной монографии «Традиционное политическое сознание: эволюция мифологСхМ» [16, с.9].
21
Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания.
Характерной чертой мифа является замена причинно-следственных связей прецедентом, когда происхождение выдаётся за его сущность (т.н. «геиетизм мифа»). Научному, рациональному принципу объяснения в мифологии противопоставляется «начало» во времени. Нынешнее состояние мира оказывается следствием событий давно прошедшего времени и действий мифических героев, предков или богов. В любом типичном мифе мифологическое событие отделено от «настоящего» времени каким-то большим промежутком времени: как правило,
мифологические рассказы относятся к «стародавним» или «изначальным» временам. Мифическое прошлое - это не просто предшествующее время, а особая эпоха претворения, мифическое время, предшествующее началу эмпирического времени. Всё происходившее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и рассматривается как прецедент, служащий образцом для воспроизведения. Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта - рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект). Для первобытного сознания всё, что есть сейчас, является результатом развёртывания первоначального прецедента.
Содержание мифа мыслится первобытным сознанием как вполне реальное, и различие между реальным и сверхъестественным не производится. Помимо этого, такие характерные черты первобытного мышления, как метафоричность, эмоциональность, чувственность, слабое развитие абстрактных понятий и другие превращают мифологию в своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался весь мир.
- Київ+380960830922