Ви є тут

Кич как концепция в графическом дизайне

Автор: 
Овчинникова Раиса Юрьевна
Тип роботи: 
дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172223
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................3
Глава 1. Феномен кича: социокультурные основания и специфика
1.1. Кич как продукт массовой культуры...........................24
1.2. Система «графический дизайн - кич» в современном культурном пространстве..........................................45
1.3. Кич и визуализация современной массовой культуры............60
Глава 2. Кич в графическом дизайне
2.1. Механизм воздействия кич-образа.............................71
2.2. Специфика кич-образа в графическом дизайне..................85
2.3. Стилистика кича в графическом дизайне......................105
Заключение............................................................140
Библиографический список...............................................145
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная культура характеризуется неоднозначностью оценок явлений и процессов, происходящих в ней, в частности, по-разному решается проблема культурной и профессиональной преемственности. «Набирают силу» тенденции, радикально переоценивающие традиционные художественные ценности, а иногда даже вступающие в конфликт с традицией. Художественная культура, обращаясь к наследию истории искусств, уже не ставит проблему противостояния стилей, а открывает возможности их взаимодействия. Складывается единая художественная среда, в которой нет привычного противостояния «элитарного» и «массового». Так, возникающие в визуальной культуре объекты видео-арта и фотореализма постепенно снимают существовавшие ранее эстетические табу, разграничения между «высоким» и «низким», «прекрасным» и «безобразным». Традиционные средства выразительности объектов искусства вступают в диалог с новыми техническими средствами. Получившийся электронно-эстетический синтез достиг высокого уровня сложности в «виртуальных образах» компьютерных устройств последнего поколения.
Представляется, что современное искусство отказалось от прежнего неприятия и практики случайного взаимодействия с массовой культурой -сегодня искусство активно с ней взаимодействует.
В культуре XX в. дизайн явился феноменом, соединившим в себе рынок и культуру, массовое потребление и эстетическую среду обитания человека. В последние десятилетия дизайн участвует в создании эстетической формы объектов не только массовой, но и индивидуальной
26
т.д. Какую бы область современной массовой культуры мы не взяли, всюду сталкиваемся с необходимостью преодоления поверхностных характеристик кича, согласно которым кич отождествлялся с поделками, лишенными высокой художественной ценности. Сегодня кич представляет собой не единично созданные объекты, а феномен, распространяющийся на все сферы деятельности человека (художественную, политическую, религиозную и др.). Более того, кич стал претендовать на то, чтобы считаться характерной особенностью современной культуры.
Каким образом можно аргументировать высказанное положение? Данное обстоятельство заставляет по-новому посмотреть на явление последних десятилетий, каким является кич. Распространение феномена кича в различных сферах культуры представляет собой результат социально-экономических изменений, происходящих в общественной жизни. Проблема заключается не только в том, что значение массовой культуры, благодаря широкому распространению её продукции возрастает, но и в том, что происходит усиление степени её влияния на сознание людей. Прежде всего, это вызвано тем, что массовая культура - это культура массового общества, исторически сложившаяся в эпоху индустриализации.
Особенностью современной массовой культуры является то, что она реализуется через средства массовой информации и массового производства. До периода становления массового общества культурная жизнь человека определялась нормами, традицией, изменение в ней происходили медленно. Массовая культура с конца XX в. стала важнейшим фактором современного общества. Именно технический прогресс, вызвавший рост материальных
61 Конрадова, Н. А. Указ. соч.; Fricdlander, Р. Op. cit.; Кириллова, Г. А. Поэтика российского политического кича / Г. А. Кириллова // От массовой культуре к культуры индивидуальных миров: новая парадигма цивилизации: сб. ст. - М., 1998. - С. 383 - 398.
62 Конрадова, Н. А. Указ. соч.; Волкова, Е. В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е. В. Волкова. - М.: Искусство, 1980. - 240 с.
63 El kitsch Espanol // dir. A.-S. Casado. - Spain, 1988. - 198 p.
64 Brown, F.-C. Op. cit.
27
ресурсов, значительное увеличение числа научных открытий и технических изобретений, обусловил появление новых форм культурной жизни. Формы досуга в настоящее время также зависят от технологий массового производства и воспроизводства, именно они существенно влияют на жизнь в XX в.
В этой связи оценка массовой культуры как отрицательного или положительного явления потеряла свою актуальность. Нельзя оценивать сам факт существования массовой культуры - это нечто, ставшее объективной реальностью. Если элитарная культура существовала во все времена и в различных этнических группах, то массовая культура стала формироваться в первой половине XX в. Получая дальнейшее развитие в связи с возможностью широко использовать технические и художественные средства различных видов массовой коммуникации, массовая культура обусловила формирование особого типа общества - общество массового потребления65.
Большинство исследователей массовой культуры считают, что она должна изучаться в сравнении с элитарной («высокой»). На первый взгляд сопоставление двух типов культуры указывает, что массовая культура принимается большим количеством населения. Культура, с которой человек первоначально знакомится в детстве, - это именно массовая культура, представленая специфическим набором артефактов: телевизионными
программами, кинофильмами, рекламой и т.д. Постижение мира в начальной школе также происходит через массовую культуру. И только гораздо позже начинается знакомство с элитарной культурой.
Массовая культура - это мир, в котором живёт современный человек. Эстетика массовой культуры ориентирована на вещественность, наглядность объектов, абсолютное отрицание абстракционизма, она сконцентрирована не
65 Биричевская, О Ю. Природа и социальные функции массовой культуры: автореф. дис.
... д-ра филос. наук: 09.00.11 / О. Ю. Биричевская. - СПб., 2006. - С. 14.