2
Оглавление
С.
Введение..................................................................3
Анализ литературы в аспекте темы........................................10
Глава I. Истоки возникновения погребального комплекса Цинь Шихуана
1. Исторические сведения об эпохе Цинь...................................21
2. Условия возникновения реализма циньских терракотовых скульптур........34
Глава II. Традиции и новаторство изображений воинов
погребального комплекса
1. Техника изготовления терракотовых фигур..............................41
2. Некоторые сравнения циньских терракотовых фигур
с древнегреческой скульптурой.........................................46
3. Циньские терракотовые фигуры: наследуя и развивая....................66
Глава 1П. Художественные особенности скульптуры эпохи Цинь
1. Оттенки стиля фигур воинов........................................... 73
2. Особенности циньских погребальных скульптур...........................78
3. Своеобразие художественного стиля и уровень мастерства исполнения.....81
4. Характер пластики.....................................................99
Заключение..............................................................114
Примечания..............................................................123
Приложение. Хронологическая таблица китайских династий..................134
Библиографический список использованной литературы......................136
Список иллюстраций......................................................144
Иллюстрации.....................................................................153
3
Введение
Расцвет художественной культуры древнего Китая связан с объединением разрозненных царств в мощную империю. В короткий период правления династии Цинь (прибл. 221 - 206 гг. до н.э.) была унифицирована письменность, проложены дороги, парадный торжественный облик обрела обнесенная стенами с мощными воротами и высокими дозорными башнями столица Сяньян на северо-западе страны. В центре возвышался дворцовый ансамбль. На северной границе государства для защиты от кочевников выросла Великая китайская стена. Она представляла собой суровую глинобитную крепость с множеством сигнальных башен, поднятую к тому же на высоту до десяти метров, дорогу шириной восемь метров, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов. Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в 1рандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуана (259 - 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища (более восьми тысяч) воинов, боевых коней и колесниц, как бы преграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю.1 До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.2 (ил. 1,2,
3)
21
Глава I
Истоки возникновения погребального комплекса
1. Исторические сведения об эпохе Цинь
Реальную, повседневную жизнь людей, отделенных от нас двумя с лишним тысячелетиями позволила восстановить уникальная находка, сделанная в Шуйхуди в 1975 году. В декабре 1975 года при прокладке дренажного канала в местности Шуйхуди, округа Сяогань, уезда Юньмэи в провинции Хубэй (Центральный Китай) было обнаружено древнее погребение, из которого археологи извлекли тысячу сто пятьдесят пять хорошо сохранившихся бамбуковых планок с историческими записями и текстом по истории циньского общества, преимущественно III века до н.э.29 (ил. 8)
Первоначальные публикации текстов о бамбуковых планках из Шуйхуди были осуществлены в Китае в 1976 году. Благодаря этой публикации широкая научная общественность смогла впервые познакомиться с материалами из Шуйхуди и по достоинству оценить их значение как источников для изучения социально-экономической и политической истории эпохи Цинь.30
Эпоха У-Ш вв. до н.э. в китайской историографии именуется периодом Чжаньго - «эпохой сражающихся царств». Семь могущественных царств - Чу, Цинь, Вей, Чжао, Хань, Ци и Янь, существовавшие на территории Китая, вели непрекращаюшуюся борьбу друг с другом, стремясь подчинить своей власти всю Поднебесную. Политические интриги, опустошительные междоусобные войны и кровавые сражения ложились тяжким бременем на экономику страны,
22
поглощая многие тысячи людских жизней. К середине III века до н.э., в
результате проведенных реформ и удачных боевых действий, сильнейшим из
соперничавших царств стало Цинь, располагавшееся на северо-западе Китая.
В 246 году до н.э. после смерти очередного Ципьского правителя на престол
вступил его совсем юный (13 летний) сын по имени Ин Чжсн - будущий грозный
владыка Цинь Шихуан (259 - 210 гг. до н.э.). До его совершеннолетия всеми
делами в государстве вершил Люй Бувей. Уже первые годы правления будущего
императора оказались омраченными интригами и смутами.
Наведя порядок при дворе и внутри государства, Ин Чжен вплотную
занялся делами внешней политики. За удивительно короткий срок, каких-нибудь
десять лет, он сумел выполнить сложную военно-политическую задачу -
объединить под своей властью весь Китай. С 221 года до н.э. начала своё
существование единая общекитайская империя Цинь.
Ин Чжен - первый циньский император, как провозгласил он себя в первом
мероприятии молодой империи: Хуан-ди - властитель-император. Цинь
^ |
Шихуан-ди - Первый властитель-император династии 11инъ. (ил. 9)
Чтобы уничтожить само воспоминание о прежних царствах, их границы упразднили, уничтожив пограничные укрепления. Вместо них учредили тридцать шесть административных округов во главе с чиновниками, назначенными императором. С целью пресечь мятежные поползновения аристократов покоренных шести царств и поставить их под неусыпный контроль, сто двадцать тысяч семей насильственно переселили в город Сяньянь столицу Китая империи Цинь. В 221 году до н.э. специальным указом всё бронзовое оружие в Поднебесной было конфисковано и, как сообщают исторические источники, переплавлено на двенадцать колоссальных статуй воинов по тридцать тонн весом каждая.32
- Київ+380960830922