Ви є тут

Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты

Автор: 
Костриц Филипп Андреевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
194
Артикул:
172115
179 грн
Додати в кошик

Вміст

л
Оглавление
Введение.............................................................1
Глава I. Аспекты музейной репрезентации и институциональная теория. Вопросы историографии.......................................16
I
§1. Предмет современного, актуального в искусстве -
способы «прочтения».................................................16
§2. Современная арт-сцена - проектное мышление....................34
§3. Актуальное искусство в музейном пространстве.
Методы интерпретации. Зарубежный и российский опыт..................44
Глава II. Произведение искусства и художественное пространство
музея. Зарубежный опыт репрезентационных практик....................55
§ 1. Абстрактное искусство........................................61
§2. Found object, обьектное искусство, инсталляция................63
§3. Фотография, видео-арт.........................................76
§4. Художественные практики новейшей формации -
традиционность и современность......................................88
Глава III. Институциональный подход Русского музея
в показе новейшего искусства........................................96
§1. Философия арт-объекта - грани сравнения.......................97
§2. Идеи пространства - «картина - текст»........................103
§3. Динамика дисплея.............................................107
Заключение.........................................................130
Список использованной литературы...................................136
Список иллюстраций.................................................146
Иллюстрации........................................................150
Введение.
Искусство прошедшего двадцатого века и уже наступившего века
двадцать первого определяется не только своими наиболее яркими
художественными новациями, но и процессами музейной репрезентации.
Ситуация всевозрастающей скорости искусства, быстрого развития
«
разнообразных артистических практик, сформировала новый взгляд на художественное пространство музея, на то, какие качества должен приобрести музей в современную эпоху.
Казавшиеся еще недавно устоявшимися категории оценок системы показа искусства подвергаются большим трансформациям и изменениям. Привычные экспозиционерские иерархии (история, хронология, стили и течения, монографии) уступают место другим, «вневременным» стратегиям. Культурный феномен новейших музеев современного искусства «продиктован», прежде всего, самим искусством, в основе которого, лежит принципиально иная художественная «конструкция», выходящая в сферу радикального художественного жеста и жизненных реалий, образно-аналитических практик и формы критики.
К началу 1990-х годов современное актуальное искусство стало глобальной и всеобъемлющей составляющей культуры. В традиционной среде оказалось все сложнее проводить нужные линии интерпретации, необходимые для адекватного сопоставления стремительно меняющихся художественных «планов», выделения значимых, центральных работ.
В это время происходит бурное развитие сети специализированных музеев - музеев современного искусства, которые пытаются выработать соответствующие сути искусства общие стратегии и конкретные «языки» репрезентации. Здесь можно выделить определенную тенденцию, -крупнейшие музеи стремятся создать экспозиции, подчиненные идее
16
Глава I. Аспекты музейной репрезентации и институциональная теория. Вопросы историографии.
§1. Предмет современного, актуального в искусстве -способы «прочтения».
Вопросы репрезентации актуального искусства рассматриваются в литературе как с позиции институциональной теории, оперирующей философскими и культурологическими категориями, так и в системе показа новейших художественных практик, отраженных в пространстве музеев Modem и Contemporary art.
Значительная часть изданий посвящена проблемам восприятия, идентификации искусства как предмета актуального в новейший период. Сравнение теоретических позиций крупнейших философов и исследователей искусства: Р.Барта, Ж.Лакана, В.Шкловского, М.Бахтина, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, У.Эко, М.Фуко, Ф.Лиотара, Ж.Дериды, Ж.Бодрийара, позволяет выработать необходимый инструментарий в задачах интерпретации искусства.
В одном из последних исследований А.Милнер, Дж.Бровитт «Contemporary Cultural Theory» (2002), шесть основных парадигм теории культуры: (утилитарность; культурализм и культурный материализм; теория критики и социология культуры; структуралистская и постструкту рал истекая семиотика; теория различий; и постмодернизм), создают многомерную картину восприятия искусства. Сегодня, постмодернизм уже перестал быть той парадигмой, вокруг которой выстраивается система художественного видения, и может рассматриваться в исторической проекции. Поэтому в издании, оперирующем большим корпусом теоретических положений, определяющую роль играет, прежде всего, категория оценок,
17
позволяющая сопоставить основные направления развития искусства двадцатого века. 15
Другая линия исследований идет от позиции искусства, где вопросы теории и практики органично сочетаются. В издании «Concepts of Modem Art. From Fauvism to Postmodernism» (1997) новейшую художественную историю представляет глава «Postmodernism and the Art of Identity» Кристофера Рида.
С одной стороны, постмодернизм здесь показан как определенная категория мышления, ставящая под сомнение независимость сгратегии искусства модернизма. С другой, именно в этом критическом дискурсе по отношению к радикальным течениям модернизма проявляется суть самого постмодернизма в котором «игра» со стилями, эпохами, определенными образами и стереотипами может быть «прочитана» в различных контекстах.
Кристофер Рид выделяет тог круг понятий постмодерна, который оказался принципиальным и для современного, актуального искусства -это оригинальность и апроприация, авторство и деконструкция, и, наконец, дискурс и идеология.
Постмодернистская парадигма в современном художественном процессе рассматривает оригинальность, как нечто, утратившее свою силу, поскольку «для постмодерниста, то, что мы можем сделать и
Постмодернистская практика и обилие в ней выразительных возможностей разработана очень детально и историко-хронологически представлена в каталогах крупнейших выставок радикально повлиявших на современное искусство американского поп-арта и фотореализма («Roy Lichtenstein» /1968/, «James Rosenquist» /1972/, «Andy Warhol» /1997/), а также линии поздней абстракции и нсоэкспрсссмонизма («Jackson Pollock» /1998/, «Abstraction in the Twentieth Century- Total Risk, Freedom, Discipline»). Значительная часть исследований посвящена актуальной сегодня в современном искусстве фотографии («Photography of the 20th Century» /1998/, каталог выставки «Назад к фотографии» /1996/)-