Ви є тут

М.М. Иванов и пейзажная графика в России во второй половине XVIII века

Автор: 
Капарулина, Ольга Анатольевна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172331
179 грн
Додати в кошик

Вміст

в
2
Оглавление
Введение.................................................................. 3
Глава 1. Историография.................................................... 10
Глава И. Ранний период творчества М.М. Иванова (1762-1779):
II. 1. Обучение в Императорской Академии художеств (1762-1770)........... 35
* II.2. Пенсионерская поездка во Францию (1770-1773).................. 41
И.З. Итальянская пенсионерская поездка (1773-1779)........................ 51
Глава III. Служба в армии (1780-1791);
III. 1. Возвращение на родину .......................................... 65
III.2. Особенности службы М.М. Иванова в армии........................... 66
Ш.З. Пейзажи 1780-х годов................................................ 69
111.4. Батальные произведения (конец 1780-х- 1791)....................... 78
111.5. Рисунок «Смерть светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического
в Бессарабских степях».............................................. 85
Глава IV. На статской службе (1792-1823):
IV. 1. Произведения 1792-1796 годов...................................... 94
I V.2. Произведения конца 1790-х - начала 1800-х годов.................. 103
IV.3. Педагогическая деятельность (1800-1823)........................... 110
г
Глава V. М.М. Иванов в контексте изучения русской пейзажной графики второй половины XVIII века:
V.l. Особенности атрибуции произведений русской пейзажной графики конца XVIII столетия ................................................... 120
V.2. Атрибуция графики из собрания В.В. Коссовского..................... 125
V.3. Атрибуция произведений М.М. Иванова и Ж.-Б. Де ла Траверса .... 128
Заключение ............................................................. 136
Списки использованных архивных материалов и литературы.................. 143
Принятые сокращения..................................................... 158
Приложение 1. Материалы к каталогу произведений М. М. Иванова,
ё местонахождение которых известно......................... 159
Приложение 2. Список произведений М.М. Иванова, местонахождение
которых не установлено в настоящее время ................ 212
Приложение 3. Изменения в атрибуциях произведений, приписываемых
М.М. Иванову............................................. 219
Альбом иллюстраций:
Список иллюстраций...................................................... 231
Иллюстрации............................................................. 238
ё
ВВЕДЕНИЕ
История зарождения пейзажного жанра в России начинается еще в петровскую эпоху, с ведут гравера А.Ф. Зубова (1679/1680-1751), ставшего, по словам А.М. Эфроса, первым поэтом Петербурга1. Важный этап развития жанра приходится на середину XVIII столетия и связан с именем замечательного русского мастера видового рисунка М.И. Махаева (1717-1770) . Им созданы неповторимые по своей выразительности городские виды, которые были увековечены в гравюре и стали всемирно известными. Характерно, что пейзаж находит свое воплощение изначально в городской ведуте, в первую очередь, в печатной графике. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы панорамное и перспективное изображение получило собственно пейзажные черты, наполнилось светом и воздухом, обрело образное начало.
Во второй половине XVIII века в России пейзажный жанр разветвляется и завоевывает право на самостоятельное существование сначала в живописи маслом, а затем в акварели. В то же время в печатной графике наблюдается замедление в развитии этого жанра, что обусловлено периодом его становления. Пейзажная гравюра на данном этапе носила репродукционный характер, ее популярности в начале XIX века во многом способствовал образованный в 1799 году по указу Павла I гравировально-ландшафтный класс при Императорской Академии художеств. Учитывая эти особенности формирования пейзажного жанра в России, в диссертации основное внимание сосредоточено на проблемах его развития в оригинальной графике второй половины XVIII столетия, а именно в рисунке и акварели.
Решение указанных выше задач тесно связано с Императорской Академией художеств, с ее первыми выдающимися выпускниками-пейзажистами: Семеном Федоровичем Щедриным (1745-1804), Федором Яковлевичем Алексеевым (1753/54-1824), Федором Михайловичем Матвеевым (1758-1826). В творчестве этих художников сформировались три типа пейзажа,
1 Эфрос А. М. Два века русского искусства. М., 1969. С.44.
2 Алексеева М.А. Михайло Махаев - мастер видового рисунка XVIII века. СПб., 2003.
ней значительное место отведено деятельности пейзажного и батального классов в первой четверти XIX века и в связи с этим затрагивается роль М.М. Иванова как их руководителя94. В целом, положительно оценивая его деятельность, авторы книги приходят к противоречивым выводам. Так, подчеркивается, что Иванов, «будучи пейзажистом.... усиливал пейзажные элементы в батальной живописи... Несмотря на ограниченность подобного понимания, оно имело для тех лет определенное положительное значение, заставляя молодых художников подходить к сражению как к определенному реальному событию в связи с местностью и общим окружением, что позволяло представлять его себе гораздо более наглядно и реально»95. В то же время отмечено новаторство М.М. Иванова в ориентации учеников на натурную работу96. В целом, интересным высказываниям авторов недостает ссылок на конкретные эскизы и программные произведения учеников Академии.
В связи с этим следует отметить диссертационную работу Е.А. Плюсниной «Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века». Исследователь упоминает об Иванове как бывшем руководителе батального касса, но считает, что «его не вдохновляли блистательные победы русского оружия первой четверти XIX века97», так как задаваемые воспитанникам программы носили отвлеченный характер. Такой взгляд, полагаем, является слишком упрощенным.
Е.И. Гаврилова в монографии «Русский рисунок XVIII века» ввела в научный оборот значительное число произведений Иванова, наиболее полно характеризующих его творчество. Она справедливо отметила, что станковые акварели 1790-х годов художник писал по своим натурным зарисовкам, сделанным в 1780-х годах98, а также, что Дж. Кваренги копировал некоторые
94 Молева Н.М. и Белютин Э.М. Русская художественная школа первой половины XIX века. М., 1963. С.128-137.
95 Там же. С.135.
96 Там же. С. 133.
97 Плюснина Е.А. Батальный класс Академии художеств второй половины XIX века. Автореферат диссертации кандидата искусствоведения. СПб., 2001. С.7.
98 Гаврилова Е.И. Русский рисунок XVIII века. Л., 1983. С.76-77.
»
29
его листы". Исследователь высказала предположение, что, возможно, немецкий художник Ф.Я. Хаккерт пробудил у М. Иванова интерес к батальной
1 ЛЛ
живописи . При этом она назвала М.М. Иванова родоначальником батальной живописи101. Однако альбомные швейцарские виды, в том числе с изображением Чертова моста, Е.И. Гаврилова ошибочно отнесла к пенсионерской поездке 1770-х годов . Данная датировка неверна — по водяным знакам бумаги на листах альбома его следует отнести к 1790-м годам.
Интересные высказывания о русском пейзаже конца XVIII - начала XIX века и М.М. Иванове содержатся в книге H.H. Гончаровой «Е.М. Корнеев. Из истории русской графики начала 19 века»103. Высоко оценивая роль Семена Щедрина в становлении русской пейзажной школы, исследователь отмечает, что следующий шаг был сделан М.М. Ивановым и Ф.Я. Алексеевым. «Шаг этот заключается в дальнейшем освобождении живописи от.. барочной чувственности, в овладении всей идейной и формальной системой классицистической картины и, наконец, в обращении к реальной У действительности», подчеркивает H.H. Гончарова104. Она сравнивает акварель
Корнеева с видом Георгиевского монастыря в Крыму с подобным видом Иванова, отмечая, что «...Иванов более связан классицистической схемой и поэтому вольнее, чем Корнеев обращается в натурой...»105. В книге затрагиваются атрибуционные вопросы в отношении работ Корнеева, выполненных по эскизам маркиза JI. Бомануара. По этому поводу Гончарова констатирует: «Подобная ситуация в XVIII веке была обычным явлением .... М.М. Иванов рисовал виды Константинополя по зарисовкам Г. Сергеева ...»Ш6.
ft 99 Гаврилова Е.И. Русский рисунок XVIII века. Л., 1983. С.80. Позже она отмстила, что
работы М.М. Иванова копировал Ж.-Б. Де ла Траверс. См.: Гаврилова Е.И. Графика //
Очерки русской культуры XVIII века / Под ред. академика Б.А. Рыбакова. М., 1990. 4.IV.
С. 177.
100 Там же. С.72.
101 Там же.
102 Там же.
103 Гончарова H.H. Е.М. Корнеев. Из истории русской графики начала 19 века. М., 1987.
104 Там же. С.101.
105 Там же. С.116.
106 Там же. С. 129.
ft