Ви є тут

Религиозная живопись Н.А. Кошелева : 1840-1918

Автор: 
Пудова Вера Анатольевна
Тип роботи: 
1840-1918
Рік: 
1840
Кількість сторінок: 
234
Артикул:
172178
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 3
Глава 1. Ранний период. Работа Н.А.Кошелева в храме Христа
Спасителя(1865-1878).3аграничньтй период(1879-1883)......... 23
Глава П.Религиозная живопись (иконоиись)Ы.А.Кошелева 1890-х-1900-х гг.:
П. 1. Страстной цикл в храме во имя св. Ал. Невского в Иерусалиме 42
11.2. Иконы работы Н.А.Кошелева в Казанской церкви пос. Вырица под
Петербургом.................................................. 58
Глава ILI. Монументальные работы 1890-х-1900-х годов
Спас-на-крови( 1894-1900).Варшавский собор( 1903-1909):
Ш. 1. Мозаики по эскизам Н.А.Кошелева в храме Спас-на-крови ..... 68
LII.2. Композиции для собора св. Благ. Вел. Кн.Ал. Невского в Варшаве 77 Ш.З. Эскизы и рисунки Н.А.Кошелева на библейские и евангельские сюжеты
В фонде Государственного Русского музея .................... 81
Заключение ......................................................... 92
Список использованной литературы и архивных материалов........... 103
Принятые сокращения................................................ 110
Приложение 1. Список религиозных работ Н.А.Кошелева
(Монументальных и станковых)...................... 111
Приложение 2. Материалы к каталогу произведений Н.А.Кошелева на евангельские сюжеты, хранящихся в фонде рисунка и
акварели 18-20 вв. ГРМ.............................. 119
Приложение 3. О восстановлении исторического и религиозного отделов в Высшем художественном училище при императорской Академии художеств (текст выступления профессора Н.А.Кошелева на Всероссийском съезде
художников в Петрограде 28 декабря 1911 г.)....... 131
Альбом иллюстраций:
Список иллюстраций................................................. 133
Иллюстрации........................................................ 144
3
ВВЕДЕНИЕ
Творчество Николая Андреевича Кошелева (1840-1918) до сих пор изучалось односторонне. Ему посвящены большие статьи в сборнике «Русское искусство» под редакцией А.И.Леонова (1962)17, а также в книге М.Н.Шумовой «Русская живопись середины XIX века»18. По и в том, и в другом случае речь идет в основном о жанровых работах художника 1860-х годов. Исследователи также упоминают об участии Кошелева в создании росписей храма Христа Спасителя в Москве в 1870-х гг., за что он был удостоен звания академика, а затем профессора. О дальнейшем его творческом пути говорится коротко и вскользь, хотя в 1880 году художнику исполнилось только 40 лет, и он продолжал активно и плодотворно работать. Характерна заключительная фраза, посвященная И.А.Кошелеву в книге М.Н.Шумовой: «Несмотря на долгую жизнь, в историю русского искусства он вошел прежде всего картинами 1860-х годов»19. Такое отношение к художнику в советский период понятно и объяснимо, если учесть, что в 1880-х-1900-х годах он работал в основном в области религиозного искусства. Русская религиозная живопись второй половины XIX - начала XX века до последнего времени оставалась практически не изученной. Лишь в конце 1970-х- начале 1980-х годов начали появляться публикации, касающиеся этой темы. Одной из первых здесь была монография М.М.Раковой «Русская историческая живопись середины девятнадцатого века»(1979), и хотя в основном в ней речь идет о станковой живописи, автор обращается и к проблеме монументального искусства, - росписям Исаакиевского собора в Петербурге, в частности - работам К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, II.B.Басина. Гораздо подробнее убранство крупнейшего петербургского храма анализируются в книге
п Кузнецова Э.З.,Леоноз А.Х. Николай Андреевич Кошелев//Русское искусство.
Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая .половина XIX пека. Т.1. Под ред. А.И.Леонова. М.,1962. С.285-296.
|КМ.Н.Шумова. H.A.КошелевУ/Русская живопись середины Х1Хвска.-М.:Искусство,1984.
1Г< Там же
22 ' исторической живописи. В результате работы мы предполагаем получить новое представление, новый взгляд на художника Н.А.Кошелева, его место в истории русской живописи второй половины XIX века, впервые проведя анализ ряда произведений зрелого периода творчества мастера.
/
23
ГЛАВА 1
РАННИЙ ПЕРИОД. РАБОТА Н.А.КОШЕЛЕВА В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ(1865-1879)3АГРАНИЧНЫЙ ПЕРИОД (1879-1883)
Глава посвяшена в основном участию Н.А.Кошелева в создании живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве. Но прежде необходимо сказать несколько слов о предшествующих этому годах. О детстве и юности художника некоторые сведения сохранились. Известно, что он родился в Пензенской губернии, в семье дворовых крепостных крестьян. С детства мальчик пристрастился к рисованию. Видя интерес сына к искусству, отец отдал его в обучение местному иконописцу Давыдову, который получил работу в Нижнем Новгороде и увез с собой мальчика. Через два года Давыдов умер, успев научить своего помощника лишь растирать краски и грунтовать доски. Кошелева отдали другому иконописцу-ремесленнику, от которого он через полтора года ушел. В судьбе юноши приняла участие одна богатая помещица Нижегородской губернии. Три года житья у этой помещицы Кошелев усердно учился живописи, доходя до всего сам, без руководства и указаний. Затем помещица отвезла его в Казань, где отдала в обучение итальянцу Ботелл п. С помощью его наставлений юноша написал целый иконостас. Семнадцати лет он выполнил самостоятельную работу - роспись стен церквей одного монастыря - рассчитывая заработать таким образом средства для поездки в Петербург с целью поступления в Академию художеств. Но за работу ему не заплатили, и только осенью 1860-го года Кошелеву удалось приехать в Петербург и поступить в Академию художеств вольноприходящим учеником. Первые два года юноше было очень тяжело жить и учиться без средств. Но уже в 1862 году он получил малую серебряную медаль за картину «Первое число», а в 1863 голу представил на академическую выставку картину «Утро в деревне», за которую его приняли в число учеников «со всеми правами». Молодому художнику