2
Оглавление
Введение.................................................... 3
Глава 1. Шаманский мир в рисунках Г.И. Чорос-Гуркина............. 16
1.1 Вселенная шамана: проблемы интерпретации............... 16
1.2 Шаманский ритуал: проблемы воплощения.................. 25
1.3 Образы божеств и духов в шаманизме Алтая............... 29
1.4Символика вещного мира в шаманских рисунках............. 35
Глава 2. Шаманские мотивы в пейзажной живописи
Г.И. Чорос-Гуркина........................................ 37
' ^ 2.1 Национальное своеобразие картины «Хан-Алтай»............. 37
2.2«Видимые и невидимые силы родной природы»
(Г.И. Чорос-Гуркин).................................... 47
2.3 Символика сакрального пространства в пейзажах этюдах
Г.И. Чорос-Гуркина..................................... 51
Глава 3. Жанровые композиции на тему шаманизма в творчестве
Г.И. Чорос-Гуркина...................................... 63
3.1 Символика шаманского ритуала в искусстве
Г.И. Чорос-Гуркина...................................... 63
3.2Образ подземного божества Эрлика........................ 85
3.3Картина Г.И. Чорос-Гуркина «Проповедь миссионера» 87
^ 3.4. Изобразительная символика в работе «В юрте Кама»........ 91
Глава 4. Портретные образы шаманов в творчестве
Г.И. Чорос-Гуркина........................................ 94
4.1. Особенности психологической характеристики
шаманов в портретной живописи........................... 94
4.2. Графические портреты шаманов........................... 107
Заключение....................................................... 130
Список принятых сокращений....................................... 136
Список использованных источников и литературы.................... 137
Приложения....................................................... 157
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями
изучения традиционных культур коренных народов Сибири, выявления их «
роли в современном художественном процессе. Эти вопросы сегодня являются особенно актуальными и недостаточно разработанными в искусствоведческой науке.
В настоящее время российское искусствознание возвращается к изучению наследия сибирских художников начала XX в. Легендой и гордостью сибирской культуры является алтайский живописец Г.И.Чорос-Гуркин, первый художник-профессионал среди коренных народов Сибири, воспитанник Петербургской Академии художеств, ученик И.И. Шишкина. Он в своем творчестве сумел отразить своеобразие духовного мира народов Алтая, в котором значительное место занимают языческие шаманские представления. Между тем ранее анализировались только те его работы, которые соответствовали идеологическим установкам советского времени; в полном же объёме его искусство по сути дела не изучалось.
Алтайский шаманизм, основанный на вере в существование иных, невидимых миров и общения с ними посредством духов-помощников, прослеживается в культуре местного населения с древних времён. Если обширный археологический и этнографический материал по шаманизму давно привлекает внимание учёных, то графические и живописные произведения Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные шаманской теме, ещё не рассматривались в качестве источника для искусствоведческого, культурологического и историко-этнографического исследования. Данная работа восполняет этот пробел: она обращена к произведениям Г.И. Чорос-Гуркина, в которых он стремился проникнуть в глубины национального художественного мышления, постичь эстетическое отношение алтайцев к
фигуры шамана символизируют «густые туманы». На пути шамана изображён котел, как говорится в мистерии «чугунный котёл о четырёх ушках. В нём вечно кипит со страшной силой вода и варятся черные человеческие головы» [74, с 18]. Вход в подземный мир - «земная пасть ада» в рисунке отмечен в виде тёмного пятна в «слое земли - это узел семи дорог», расходящиеся вниз дугообразные линии - сами дороги, параллельно идущие линии, отмеченные цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 - семь препятствий.
Композиция рисунка построена в виде вертикального среза миров. Срединный мир представлен наиболее подробно. Он тяготеет к реалистической трактовке, но изображен опять же не в академическом стиле, а в плоскостной изобразительности. Верхний мир - солнце, луну и верховное божество с антропоморфным ликом художник стремился передать в реалистическом духе. Нижний мир разделён на две части и сочетает условное изображение преисподней с реалистической обрисовкой шамана в процессе его камлания с бубном.
В рисунке «Представления алтайцев о реках, морях, океанах и чаик» художник изображает шаманскую реку. Композиция произведения построена но диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему и исходит из представления об обычной геоірафической карте. Однако в ней каждый элемент несёт в себе сакральную символику. На схематическом рисунке река Катунь показана расчлененной горизонтальными линиями на некие сферы, как и вертикаль Вселенной. Согласно шаманской космологии, истоки рек соответствуют верхнему миру, устье — нижнему. Надо отметить, что в низовье реки Обь, никогда не виданном алтайцами, согласно мифической шаманской карте, находится мир мёртвых - царство Эрлика, зловредных духов, душ покойников. Дворец его стоит при слиянии девяти рек в один «Тойбодым - океан» (буквально: я не насытился) [144, с.З]. Ниже «Тойбодым» по рисунку Г.И. Чорос-Гуркина простирается стихия потопа — «чаик», выше - «Тенгис - море (многоводный) и Обь (глубокий)».
Следует отметить, что архетипический образ воды на Алтае, пожалуй, наиболее ёмко ассоциируется с его главной рекой - Катунью. Её образ, символически трансформированный и переосмысленный, стал важным элементом сакральной топографии шаманской мифологии.
Для понимания глубины, воплощаемых шаманских образов в произведениях Чорос-Гуркина, показательно сравнить их с произведениями других профессиональных художников. В 1910-1913 гг. художница С.Н. Просвиркина принимала участие в экспедициях A.B. Анохина. Её «рисунки культовых и шаманских атрибутов, предметов искусства и быта алтайцев стали органичным дополнением фольклорных записей A.B. Анохина» [166, с. 160]. Сегодня они хранятся в архивах МАЭ РАН и ТОКМ. В 1913 г. Просвиркина выполнила два рисунка «Вселенная. Три мира» (зима), «Вселенная. Три мира» (лето) (Илл. 11, 12). Верхний небесный и земной мир художница решила в рамках реалистического искусства. Подземный же мир она дала схематично, но без опоры на народную изобразительность, как это делал Чорос-Гуркин. В итоге в её рисунках небесная сфера Вселенной и земная явно контрастируют с подземной.
В изображении шаманских миров Г.И. Чорос-Гуркин изначально отказался от академического рисунка и выполнил их в русле условной изобразительности. Только таким путем он смог представить Вселенную цельной и законченной. В проработке некоторых деталей рисунков обоих художников есть что-то общее, однако, только у Г.И. Чорос-Гуркина верхний, средний и нижний миры композиционно органичны.
Несколько иначе видел земной, небесный и подземный миры алтайский кам Мерей Таиашев. В 1929 г. он нарисовал шаманскую Вселенную и дал подробное к ней объяснение этнографу Л.Э. Каруновской. В этих рисунках нет полной картины мира, но есть только отдельные этапы путешествия шамана в верхнюю область духа Дьер-Су и в нижнюю - к одному из сыновей Эрлика [81].
- Київ+380960830922