Ви є тут

Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца XIX - начала XX века

Автор: 
Любин Дмитрий Владимирович
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
283
Артикул:
172218
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Художественная жизнь Германии
в концеXIX-началеXX веков 30
Глава 2. Творческое формирование Генриха Фогелера.
Живопись и гравюры 1894 -1905
§ 2.1. Творческое формирование Генриха Фогелера.
Период обучения 94
§ 2.2. Ворпсведе. Живопись и гравюры Генриха Фогелера 1894 -1905 103
Глава 3. Искусство книги и рисунки Генриха Фогелера
§ 3.1. Возрождение искусства книги в Германии в конце XIX века 146
§ 3.2. Творчество Генриха Фогелера в области рисунка,
книжной и журнальной иллюстрации 152
Глава 4. Декоративно-прикладное искусство,
дизайн интерьеров и архитектурное творчество Генриха Фогелера
§ 4.1. Декоративно-прикладное искусство Генриха Фогелера 182
§ 4.2. Творчество Генриха Фогелера в области дизайна интерьеров.
Собственные художественно-промышленные мастерские 200
§ 4.3. Архитектурное творчество Генриха Фогелера 224
Глава 5. Живопись Генриха Фогелера 1906-1914 233
Заключение 253
Приложение 1. Хронология жизни и творчества Генриха Фогелера 263
Список использованной литературы 268
Приложение 2. Альбом иллюстраций 284
Список иллюстраций 426
3
Введение
Актуальность темы исследования. Творчество немецкого художника Генриха Фогелера (1872 -1942) представляет собой чрезвычайно интересное явление. Фогелер, безусловно, одна из ключевых фигур в искусстве Германии рубежа XIX - XX веков и начала XX века. Его вклад в развитие немецкого искусства очень значителен, без тщательного анализа творчества художника общая картина искусства Германии не может быть полной. В творчестве Фогелера нашли отражение важнейшие тенденции европейской культуры, прежде всего символизм, выраженный в формах, характерных для немецкого Югеадстиля. Кроме стилистики модерна, с которым в основном связано раннее живописное и графическое творчество художника, Фогелер воспринял традиции искусства классицизма, бццермайера и историзма, которые получили интересное преломление в его работах в области декоративно-прикладного искусства, дизайна интерьеров и архитектуры.
В отечественном искусствознании творчество Генриха Фогелера остается неизученным, однако имя художника на протяжении более чем тридцати лет упоминается в статьях и монографиях. Характерно, что чаще всего это связано с интересом именно к раннему творчеству мастера. Несмотря на то, что в трудах, которые носят определяющий характер - например, монографии “Стиль модерн" крупнейшего специалиста по европейскому искусству рубежа XIX - XX веков Д.В. Сарабьянова, датах его работах, творчество Фогелера упоминается вскользь, это в достаточной степени характеризует то, что оно не остается незамеченным в контексте художественной жизни того времени. Немногочисленные и краткие статьи в журналах, большинство из которых по своему профилю не являются искусствоведческими изданиями, не могут претендовать даже на самое беглое изучение творчества Фогелера, художника сколь разностороннего, столь и чрезвычайно много сделавшего. Интерес к творчеству Фогелера в последнее время определяется и несколькими выставками, прошедшими в ГМИИ им. АС. Пушкина в 1995 году, а спустя десять лет в Государственном центральном музее современной истории России и Государственном музее АС. Пркина в Москве. Ряд интересных публикаций о художнике размещен на страницах Интернет-сайтов. Все это делает подобное и всестороннее изучение раннего - самого интересного и последовательного с точки зрения эволюции - периода творчества Генриха Фогелера актуальным и как бы уже действительно назревшим.
44
"картина для гостиной". Кроме того, репродукции изготавливали и с исторических картин, с жанровых композиций с сюжетами из детской жизни. Наиболее популярной в рамках "Массового искусства" была картина Ф. фон Уде "Проходи, Господи Иисусе, будь нашим гостем" (1885).
На страницах старейших семейных журналов, таких как "Беседка" (с 1853 г.), 'О земле и море" (с 1857 г.), "На Родине" (с 1864 г.) воспроизводились, в основном, произведения академического искусства. Однако постепенно новые журналы - "Искусство для всех" (с 1885 г.) и "Хранитель искусства" стали обращаться к работам современных мастеров. Со временем к изданию репродукций с шедевров из своих коллекций обратились и крупнейшие музеи. В Национальной галерее в Берлине было осуществлено издание подписки с репродукциями для созданного в 1883 году "Общества друзей искусства". Позднее, на рубеже столетий, эта, широко распространенная форма искусства, вызвала резкую критику со стороны художников нового поколения, воспринимавших "Массовое искусство" лишь в качестве тривиального тиражирования.
Художественная жизнь Германии в конце XIX столетия отнюдь не исчерпывается теми явлениями, о которых сказано выше. Все они раскрывают лишь одну из сторон немецкого искусства того времени и свидетельствуют, в первую очередь, о его состоянии в эпоху правления императора Вильгельма II. Однако, как известно, развитие искусства Германии, связанное в 1870-е и 1880-е годы с именами А Менцеля, В. Лейбля, А. Бекпина и других художников, проходило на рубеже веков в иных направлениях, противоречивших традициям широко распространенного и получившего государственную поддержку "официального искусства".
В фаницах двух десятилетий сосуществовали и развивались параллельно друг другу многочисленные художественные тенденции. Реализм и импрессионизм, символизм и Югендстиль, - "все это слоено скопилось в художественной культуре Германии... нарушив ту довольно строгую последовательность, которая была, например, в искусстве Франции, где одно направление закономерно сменяло другое"20. И официально признанное искусство, и творчество мастеров иного склада, во многом впитавших атмосферу художественной жизни Франции, отличалхь исключительным многообразием форм. Провести четкие границы мещу разлжными явлениями оказывается довольно непросто, ибо в творчестве крупнейших художников интересующего нас периода неразрывно переплетены проявления различных тенденций.
20 СарабьяновДВ. На параллельных путях //Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX вех. - Москва: Художник и книга, 2С03. - С. 33. Следует, впрочем, отметить, что и во французском искусстве не было такой строгой последовательности.
45
В конце 1880-х - начале 1890-х годов немецкое искусство испытало глубокие перемены. В 1890-е годы в нем переживали расцвет новые течения, прежде всего импрессионизм мастеров сецессионов и наряду с ним - так называемое "искусство Родины", воплощенное в работах живописцев и графиков "художественных колоний", а также неоимпрессионизм, символизм и немецкий модерн - Югеццстиль, нередко объединяемые немецкими специалистами под общим термином "искусство стиля"21. Область творческих поисков художников нового поколения находилась далеко от идеологии и сюжетов официально признанного искусства. Новое искусство было не только более разнообразным, но и приобрело, несомненно, более личностный характер - творческая индивидуальность мастера развивалась безо всяких ограничений и проявлялась в его работах несравненно более ярко, чем прежде.
Основные изменения в искусстве Германии в конце XIX столетия были связаны с именами М. Либермана (1847 -1935), Ф. фон Уде (1848 -1911), Л. фон Калкройта (1855 -1928), В. Трюб-нера (1851 -1917), и, в меньшей степени - Ганса Тома (1839 -1924). Именно эти художники в конце 1870-х - 1880-х годах сформировали новые представления о целях, задачах и методах искусства. В развитии новых тенденций 8 немецком искусстве определяющую роль сыграли художники Франции, особенно после выставки в Мюнхене в 1879 году, в которой приняли участие французские импрессионисты. Постепенно на немецких выставках, среди исторических картин, жанровых сцен 8 устаревшем вкусе, стали появляться небольшие, скромные картины без всякого торжественного или комического содержания, передававшие простую, непхредственную действительность.
На формирование творчества М, Либермана оказали влияние работы М. Мункачи, искусство Милле, Курбе, художников барбизонской школы. В то время, когда большинство немецких выставок были еще закрыты для картин Либермана, он принимал участие в парижских выставках. В ранний период творчества художник изображал, в основном, сцены крестьянской жизни, работающих людей. В его картинах парижского и голландского времени еще чувствуется влияние Милле, однако уже заметно стремление передать атмосферу, воздух, свет. "Либерман перевел Милле на язык современности" - писал об этих картинах еще Р. Мутер22.
Позднее, приблизительно с 1902 года, содержание картин мастера претерпело изменения. Он раскрывает мир городской жизни, трактует его как выражение радостного и полного гармонии
21 Hamann R., Hermand J. Stilkunst um 1900. - Berlin, 1937.
22 Мутер P. Истерия живописи от средних веков до наших дней. - Москва, б.г. - С. 292.