Ви є тут

Спортивная мода на рубеже XX - XXI веков : генезис и основные направления

Автор: 
Елинер Лидия Валерьевна
Тип роботи: 
генезис и основные направления
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
185
Артикул:
172152
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание.
Введение..............................................................2
Глава 1. Историографические и теоретико-методологические основания исследования моды и ее исторической динамики.
1.1. Феномен моды в современной наз^чной мысли.......................13
1.2. Теоретико-методологические предпосылки изучения моды............32
1.3. Мода в историческом пространстве европейской культуры...........49
Глава 2. Метаморфозы спортивной моды на рубеже XX-XXI веков.
2.1. Социокультурные факторы динамики моды
в эпоху постмодернизма...............................................70
2.2. Особенности динамики моды в процессе развития
современной культуры.................................................99
2.3. Феномен спортивной одежды в морфологии
современного творчества.............................................114
Глава 3. Мода в современной спортивной одежде.
3.1. Спортивная одежда: виды, дизайн, механизмы рецепции............129
3.2. Куртка как реперезентативный феномен современной
спортивной моды.....................................................146
3.3. Спортивная одежда и перспективы ее развития....................158
Заключение..........................................................172
Список литературы...................................................175
Том 2 с иллюстрациями.
и
ВВЕДЕНИЕ.
Изучение феномена моды в культуре эпохи постмодернизма крайне важно для понимания основных направлений и тенденций в развитии декоративно-прикладного искусства на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
Мода широко присутствует в пространстве культуры, охватывая многие ее сферы. Существует модный образ жизни, политическая мода, мода в искусстве, дизайне, модные речевые выражения, мода в прическах и косметике, спортивная мода, модные нравы и т.д. Наиболее мощно и рельефно мода проявляется в одежде, что обуславливает использование именно ее в качестве базового источника исследования.
В эпоху постмодернизма в социокультурном пространстве многих государств, в том числе и в нашей стране, мода обрела сложную социальнопсихологическую, производственно-технологическую, социально-информационную и эстетическую структуры. В настоящее время в моде мы видим огромную свободу творческого выражения, многообразие форм, ускоренные циклы бытования различных направлений, возможность проявления в разных сферах культуры: коммуникативной, знаковорегулятивной, экономической, социально-престижной, идентификационной, ценностно-ориентационной, а также отмечаем в целом усиление ее воздействия на массы людей.
Однако при всей ее социальной значимости и многоаспектности осмысления мода еще недостаточно изучена, как целостное и изменяющееся явление, как специфическая периодическая смена образцов или черт культуры и определенных форм массового поведения. Нуждаются также в глубоком исследовании закономерности динамики моды, ее современная онтологическая конфигурация, а также морфологическая, функциональная и институциональная структура, отдельные виды и разновидности.
В связи с этим особое внимание исследователей привлекает спортивная мода — динамичная, впитывающая в себя многообразные культурные и
направлений моды задают не элиты, а широкие массы людей. Поэтому предпочтение тем или иным стилям в моде диктуется вкусом массового потребителя, и, как правило, они отражают тот стандарт жизни, к которому стремятся массы. Он подчеркивает мысль, что какими бы новаторскими не выглядели образцы моды, их распространение было бы крайне затруднено, если бы они не соответствовали уже упрочившимся традициям и не были бы признаны, как нечто законное, большинством населения.
Осмыслению феномена моды, как целостного и системного явления, посвящена одна из последних работ известного современного исследователя истории и теории моды, А.Б.Гофмана «Мода и люди или новая теория моды и модного поведения» (М.;2000). А.Б. Гофман рассматривает моду как одну из форм, один из механизмов социальной рефляции и саморегуляции человеческого поведения - индивидуального, группового и массового. Анализируя причины изменения моды, он считает, что так называемые модные стандарты (он понимает под ними разновидность культурных образцов поведения или действия) «чаще всего реализуются посредством каких-то объектов, как материальных, так и нематериальных (духовных, знаковых, символических и т.п.)». По его мнению, модные образцы, в основном, выполняют две функции, которые следует рассматривать в следующих аспектах: 1. «им надо следовать»; 2. «им хотят следовать». Анализируя эти функции, он выделяет среди них атрибутивные, или внутренние, и денотативные, или внешние. По его мнению, «в отличие от неизменных атрибутивных ценностей, денотативные ценности бесконечно многообразны и разнообразны».19
В книге А.Б.Гофмана изучены наиболее характерные черты социальных систем, в которых действует мода. К ним он относит, во-первых, динамичность - свойство, присущее обществу, которое стремится
19 Гофман А.Б. Мода и люди или новая теория моды и модного поведения. М., 2000. С. 13-17.
21
преобразовать мир, сделать его во многом иным и, что очень важно, обладает для этого необходимым потенциалом. Во-вторых, это открытость, возникшая вследствие того, что многие общества способны усваивать культурные коды и поведенческие установки других обществ. В-третьих, -это избыточность. Общество всегда располагает материальными и культурными благами, которые в известной мере могут превышать его потребности. Эта избыточность приводит к конкуренции различных культурных образцов и, таким образом, способствует динамике моды. В-четвертых, это социальная дифференциация и мобильность. Именно то, что многие общества различны, а не унифицированы, приводит к более частому усваиванию культурных норм. Социальная стратификация способствует тому, что человек перемещаясь из одной социальной касты в другую, стремится к удовлетворению новых потребностей, начинает более пристально следовать обычаям в моде и установкам той новой социальной группы, к которой он теперь принадлежит. А.Б.Гофман утверждает, чго мода «отсутствует в обществах: 1) статичных; 2) закрытых; 3) со строго ограниченным набором благ и культурных образцов; 4) социально однородных или, наоборот, с жестко фиксированной иерархией социальных групп (касты, сословия), между которыми не может производиться
ЛЛ
свободный обмен индивидами и культурными образцами» . Это утверждение представляется, однако, спорным. Каким бы статичным и закрытым не было бы общество, ряд атрибутов его быта и культуры не всегда может контролироваться и нормироваться жесткими регламентами. Пример тому - такое закрытое общество, как СССР. Заимствование тех или иных модных образцов происходило фактически во всех сферах искусства и быта. Так, советских кинорежиссеров обвиняли в увлечении «голливудчиной», а молодежь в ношении джинсов и причесок, подражавших, прическам тогдашних культовых музыкантов на Западе (Beatles, Rolling Stones).
20 Там же, С. 27.
22