Ви є тут

Особенности портретных галерей провинциальных дворянских усадеб второй половины XVIII века Костромской и Ярославской губерний

Автор: 
Касторская Татьяна Михайловна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Артикул:
172158
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................4
Глава 1.............................................................45
Усадьба «Нероново» как образцовое дворянское имение второй половины ХУШ века...................................................45
1.1. Портретная галерея Григория Островского в усадьбе «Нероново».... 59
1.2. Черевины - владельцы «Нероново» и заказчики портретной галереи 85
1. 3. Григорий Островский в свете новых архивных документов.......95
Глава II...........................................................108
Фамильные усадебные галереи Солигалического уезда во второй половине ХУШ века..................................................108
2.1. Портретная галерея костромских дворян Катениных из родовой вотчины «К л у сеево»..........................................111
2. 2. Портретная галерея усадьбы «Внуково», как ранний пример купеческих изображений в искусстве провинции второй пол. ХУГП века 124
Глава III..........................................................138
Региональные особенности провинциальных портретных галерей Костромской и Ярославской губерний во второй половине ХУШ века 138
3.1. Ведомственная галерея А.П. Мельгунова в Ярославле для дома «Призрения, воспитания и обучения в нем сирот и неимущих детей» (1784-1790)......................................................... 141
3.2.Портретный ансамбль Тишининых из усадьбы «Тихвино- Никольское» Ярославской губернии...........................................152
Заключение.........................................................182
Список используемой литературы Список используемых архивных материалов Копии архивных документов Приложения
Каталог представленных в диссертации работ Список иллюстраций Список сокращений Альбом фотографий
Принятые сокращения
АХ - Академия художеств.
ВХНРЦ - Всероссийский художественный научно- реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря.
ГАВО - Государствен ими архив Вологодской области.
ГАКО - Государственный архив Костромской области.
ГАЛО- Государственный архив Ярославской области.
ГИМ — Государственный исторический музей.
ГМИИ — Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
ГМФ - Государственный музейный фонд.
ГРМ — Государственный Русский музей.
ГТГ - Государственная Третьяковская галерея.
ГЭ - Государственный Эрмитаж.
ИЛХ - Императорская Академия художеств.
КОМИ - Костромской музей изобразительных искусств.
КМЗ - Костромской Государственный объединенный историко архитектурный музей - заповедник.
ЛГИА- Ленишрадский Государственный исторический архив.
ОИРКГЭ - Отдел истории русской культу ры Государственного Эрмитажа. Осташковский музей - Осташковский краеведческий музей.
РГАДА — Российский государственный архив древних актов.
Ростово - Ярославский музей - Ростово - Ярославский архитектурно -художественный музей- заповедник.
Рыбинский музей - Рыбинский историко- архитектурный и художественный музей- заповедник.
Солигалический музей - Солигалический краеведческий музей имени Г. И. Невельского.
ЦТАДА - Центральный государственный архив древних актов. ( Москва). ЦГИА СССР - Центральный государственный исторический архив СССР (Ленинград).
Ярославский музей - заповедник - Ярославский историко - архитектурный музей - заповедник.
31
Сахарова уделяет большое внимание детским портретам Г.Островского, правомерно отождествляя их с работами И .Я. Вишнякова. Как впоследствии окажется, исходя из архивных материалов, эта цепочка взаимосвязи трех художников - И.Вишнякова, И. Березина и Г. Островского логически выстраивается не только в художественном плане, но и во времени и месте пребывания этих мастеров. Однако, И.М. Сахарова, вслед за предыдущими авторами, заостряет внимание на крепостном происхождении Г.Островского, хотя костромской краевед A.A. Григоров ясно дает понять, что крепостных, с фамилией Островские вообще не встречается в костромской губернии XVII-XVIII веков.
Со времени последних работ о творчестве солигалического мастера прошло несколько лет, и только в 1987 году костромской искусствовед Н.В. Кудряшов высказывает предположение о великоустюжском происхождении Г. Островского в книге «Солигалич»: «В порядке постановки вопроса, который нуждается, разумеется, в дополнительных и более тщательных исследованиях, можно сказать, что Островский приехал в Нероново из Устюга Великого - крупного художественного центра в XVIII веке на Русском Севере. Художник вышел, по-видимому, из демократической среды великоустюжских живописцев XVIII века, имена отчасти которых известны»1.
В 1990 году в сборнике «Памятники культуры. Новые открытия» появилась статья М.В. Сорокатого «Вопросы биографии Г.Островского и
О
искусство портрета в Великом Устюге»-. На основе изучения архивных данных, автор отождествляет нероновского мастера с Григорием Силовичем Островским (1756-1814 гг.), работавшим иконописцем и живописцем в Великом Устюге и «других городах». Автор высказал предположение о том, что Г.Островский мог не только писать портреты семьи Черевиных, но и
1 Кудряшов E.B. Солигалич. Памятники городов России. Л., 1987. С. 208.
2 Сорокатый М.В. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XY1II века. //Памятники культуры. Новые открытия. 1989. Л., 1990. С.257-299.
32
заниматься храмовой стенописью в Солигалических соборах 80-90-х годов XVIII века1.
В книге A.B. Лебедева «Тщанием и усердием» московский исследователь, анализируя ведомственную мельгуновскую галерею в Ярославле, подчеркивает что: « Перед нами характерный пример отражения столичного явления в зеркале провинциальной культуры»2, также высказывает предположение о том, что Г. Островский, создавший усадебную портретную галерею в Нероново, может являться учителем черевинских детей3. В этой же работе, посвященной в основном подробной характеристике так называемого городского примитива, автор дает наиболее полный анализ портретной галереи из Неронова.
Картина развития провинциального портрета XVIII века была бы не полной, без рассмотрения истории культуры северо-восточного региона страны, отразившейся в усадебных галереях.
Она анализируется в основном в исследованиях историкокраеведческого характера. О союзе усадьбоведения и краеведения недонократно говорилось и писалось4. За последние годы этот союз привел к появлению десятков исследований, статей, книг, посвященных истории отдельных усадеб в разных регионах России.
Трудами костромских краеведов: Е.В. Кудряшова, A.A. Григорова, Д. Ф.Белорукова, Е.В. Сапрыгиной, В.Н. Бочкова, В.Я. Игнатьева были введены в научный обиход материалы по истории многих костромских усадеб. Каждый из перечисленных историков имел свои пристрастия. Например Е.В.Кудряшов (1936-1985), темой исследования которого стало «Костромское каменное зодчество XY1I века», особенности и пути его развития, впервые в своей книге «Солигалич» дал развернутый анализ архитектурного комплекса усадьбы Нероново5. Задолго до гипотезы М. В.
1 Там же. С.258.
2 Лебедев A.B. Тщанием и усердием. Примитив в России ХУШ-ссреднныХ1Х века. М., I998.C.77.
' Лебедев A.B. Тщанием и усердием. Примитив в России XYIII-середины XIX века. М., 1998. С. 138-139.
4 Шмидт С.О.Усадьбоведение и красведениеУ/Русская усадьба. Вып.1. Москва-Рыбннск., 1994.
5 Кудряшов Е.В. Солигалич. Памятники городов России. Л..1987.С.75-97.