Ви є тут

Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности

Автор: 
Масиель Санчес Лев Карлосович
Тип роботи: 
эволюция форм и региональные особенности
Рік: 
2003
Артикул:
172443
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Первая глава. Сибирские храмы петровского времени 19
Вторая глава. Храмы Западной Сибири сер. — втор. пол. XVIII в.
А. Архитектура второй трети XVIII в. 55
Б. Архитектура последней трети XVIII в. 78
Третья глава. Храмы Центральной Сибири сер. - втор. иол. XVIII в.
А. Архитектура второй трети XVIII в. 114
Б. Архитектура последней трети XVIII в. 129
Четвёртая глава. Храмы Восточной Сибири сер. - втор. пол. XVIII в.
А. Архитектура сер. - третьей четв. XVIII в. 148
Б. Архитектура поел. четв. XVIII в. 179
Заключение 201
Библиография 211
Приложения:
1) Список каменных храмов Сибири XVIII в. 230
2) Список сохранившихся каменных храмов Сибири XVIII в. 239
3) Сибирские архиереи 244
ВВЕДЕНИЕ
А в искусстве нужно местное, живое...
В искусстве нужен собственный запах...
В. Б. Шкловский
XVIII век стал временем расцвета региональных школ в русской архитектуре. В это время традиционный способ строительства храмов «по образцу» настолько распространился вширь, что образцами, обладающими особым авторитетом в глазах заказчика, становятся не только столичные, но и местные постройки. Строительные артели, к которым обращался заказчик, воспроизводили выбранный им образец исходя из обусловленного местным опытом понимания его форм, сообразно своему умению и вкусу, создавая каждый раз новое и одновременно традиционное произведение. В связи с огромным — по сравнению с XVII веком — размахом храмостроения внутри крупных региональных школ выделяются локальные, имеющие свои собственные образцы и свой стилистический почерк.
Конечно, предложенная выше схема никогда не осуществлялась в чистом виде, поскольку региональные школы не были полностью изолированы ни от соседних, ни от столичных влияний. В наибольшей степени от них было свободно зодчество Северо-восточной России (Устюжского региона, Вятки, Урала и тесно связанной с ними Сибири), где сформировалась мощная и жизнеспособная местная традиция. Едва ли не дольше всех она просуществовала в Сибири, рассмотрение архитектуры которой иод предложенным углом зрения и составляет предмет данной работы. В диссертации предпринята попытка ответить на главный вопрос, встающий перед любым исследователем каменного сибирского зодчества XVIII в.: представляет ли оно собой единое явление, или совокупность региональных школ, сливающихся в единое целое лишь при взгляде из-за
его в уменьшенном масштабе палатка, служащая постаментом для стройного восьмерика колокольни с двумя сужающимися ярусами звона и шатром.
Декор сосредоточен на карнизах и гранях четвериков, а также вокруг окон; остальное пространство стены не заполнено. Ордеру отведена здесь ведущая роль. Трёхчетвертные колонны с «коринфскими» капителями (с кирпичным аканфом) закрепляют углы четвериков; ребра восьмериков подчеркнуты более тонкими колонками с капителями, имеющими ту же форму, что и кронштейны-«кубики», проходящие под карнизами всех объёмов. Окна украшены ордерными наличниками с треугольными фронтонами (в том числе и разорванными) или с двумя завитками (и двумя меньшими над ними). Часть фриза над колоннами по углам основного четверика и палатки состоит из балясин. По всем фризам четверика и восьмерика основного объёма, а также трапезной и восьмерика колокольни идёт изразцовая храмозданная надпись. В шейки колонн, антаблементы наличников и кронштейны-«кубики» вставлены жёлто-зелёные изразцовые розетки. Особенно эффектно изразцовое убранство восьмиугольных окон верхнего света на основном четверике — они окружены напоминающими солнечные лучи (или цветочные лепестки) формами — и венчании, где из изразцов целиком выполнены наличники люкарн и ордерная декорация барабанов.
Исследователями подмечено, что консерватизм местных заказчиков проявился в том, что даже там, «где сама постановка на участке кремлевской стены могла бы вызвать центрическую композицию, [собор] имеет трёхчастный план с трапезной и колокольней»9. Выше уже говорилось о типологическом сходстве собора с «донарышкинскими» храмами типа восьмерик на четверике; храмы этого типа с трапезной и
9 Каптиков А. Ю. Указ. соч. С. 41. С. П. Заварихин, напротив, считает, что «центрическая постройка не смогла бы «удержать» громадное пространство вокруг Троицкого камня». Заварихин С. П. Указ. соч. С. 33.
23
колокольней по оси характерны и для архитектуры с нарышкинским декором (например, церковь в Сафарине, 1691), однако в основном для периферийных памятников. Тип «восьмерик на четверике» появляется в северо-восточной России только в начале XVIII в.: в Устюге восьмериком увенчаны церковь Александра Невского (1707; не сохранилась)10 и Никольский придел Воскресенского собора в Лальске (освящён в 1711 г.), а на Вятке - Преображенская церковь в Слободском (1699-1717; не сохранилась) и Пятницкая в Хлынове (1705-1712; не сохранилась); на Урале до верхотурского собора храмы типа восьмерик на четверике также не строились. Таким образом, его можно считать первым храмом нового типа во всей северо-восточной России. Мало того, собор в Верхотурье не повторяет какую-либо сложившуюся схему: его крещатое пятиглавие на большом восьмерике не имеет точных аналогов. Это пятиглавие не раз привлекало внимание исследователей: его сравнивали с венчанием деревянных храмов11, собора московского Донского монастыря (1684-1698), строгановских храмов в Нижнем Новгороде12; даже причисляли Троицкий собор к памятникам строгановской школы13. Он действительно имеет венчание, сходное с церковью Рождества Богородицы в Нижнем Новгороде (1697-1703); там также применено крещатое пятиглавие на световых объёмах, только не на люкарнах, а крупных кубических формах. В остальном — если не считать грандиозный масштаб — постройки различны: строгановские мастера не используют ни большой восьмерик, ни постановку колокольни, трапезной и храма по одной оси, а роскошный белокаменный декор строгановских построек не только не повторяется, но
10 Храм, судя по его виду, перестраивался, так что уверенности в изначальпости его очень приземистого восьмерика нет.
11 Баландин С. Н. Указ. соч. С. 21.
12 Косточкин В. В. Чсрдынь. Соликамск. Усолье. М., 1988. С. 132-133. Заварихин С. П.
Указ. соч. С. 34.
13 Там же. С. 35.
24