Ви є тут

Творчество Мориса Дени. Эволюция от символизма к классицизму

Автор: 
Смирнова Вера Георгиевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2003
Артикул:
172450
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава 1. Ранний период творчества художника......................67
Глава 2. Предшественники М.Дени - нсоклассика...................105
Глава 3. Ог символизма к классицизму в творчестве Мориса Дени 127
Глава 4. «История Психеи» Мориса Дени...........................146
Глава 5. Морис Дени - художник католического возрождения........160
Заключение......................................................185
Примечания......................................................193
Список использованной литературы................................206
Приложение 1. Хроника жизни и творчества Мориса Дени............215
Список иллюстраций..............................................220
Иллюстрации.....................................................224
V
4
ВВЕДЕНИЕ
»Морис Дени сформировался как художник в основном в конце 19 века, явившись, таким образом, свидетелем смены многих тенденций в искусстве того времени: натурализма, академизма, импрессионизма, постимпрессионизма, модерна и прочих. Вначале проявив себя как символист, он после рубежа веков стремился к достижению классицистического порядка и гармонии, ориентируясь как на мастеров итальянского Ренессанса , так и старших современников- нсоклассиков. До сих пор никто из исследователей его творчества не проследил эволюцию от символизма к классицизму, ставшую уже заметной в первые десятилетня 20 века, а между тем она была вектором всех его поисков, как в живописных произведениях, так и в теоретических работах.
Настоящая работа преследует цель ликвидации этого белого пятна в отечественном искусствознании.
В течение вот уже почти ста лет, как появился интерес к творчеству Дени, многие авторы, давая ему оценку, относят художника только к новому поколению символистов, второй после Пювн де Шаванна, Гюстава Моро, Эжена Карьера, Одилона Редона и Поля Гогена волне, обогатившей искусство, помимо Мориса Дени, и такими именами, как, например, Поль Ссрюзьс и Поль Рансон, и недооценивают его вклад как нсоклассика.
Символизм как направление сложился, как известно, прежде всего в дцгературе, а точнее- в поэзии, поэтому он за последние сто лет и представлял интерес как объекг филологических исследований. Серьезное изучение символизма в живописи началось с 1960х годов. Открылось много международных и национальных выставок: « Группа 20 и ее время»(Брюссель, 1962), «Наби и их друзья» ( Маннгейм, 1963) , « Священное и мирское в символистском искусстве» ( Турин- Торонто, 1969 ), « Французские художники- символисты» ( Лондон-Ливерпуль, 1972) , « Живописцы
такой волнующий вопрос- кто же первым , с помощью линий и красок, установил доктрины символизма. Вот уже полвека, по мнению автора, ведутся споры- кто: Эмиль Бернар, Поль Серюзье или Поль Гоген- был «главным новатором».
В письме от 5 февраля 1905 года,- пишет Эмбер,- Одилон Редон
упоминает, что « его юные друзья ( паби-В.С.) сплотились против Бернара,
27
хвастливо называющего себя отцом символизма». Что касается Гогена, то он
неоднократно в своих письмах подвергал это сомнению. Видимо, Эмбер
считает все-таки Гогена наиболее яркой личностью, поэтому и останавливается
подробно на его творчестве.
Касаясь же биографических подробностей некоторых участников группы
наби, автор, например, весьма своеобразно судит о внешности Дени: «...в эту
эпоху ( 1888 год-B.C.) его лицо было еще совсем детским, сохранившим
румянец на скулах. Оно казалось бы несколько вульгарным, если бы не
22
чрезвычайная живость голубых глаз и их проницательный ум».
Особое внимание Эмбер отводит описанию мест встреч наби, их ритуалов и круга знакомств. Дает перечень всех участников движения, упоминая даже тех, кто имел к нему косвенное отношение.
В главе под названием « Деятельность наби. 1888- 1900» даны важнейшие подробности многостороннего творчества участников группы: их работа в театре, сотрудничество с журналами «Art et Critique», «Le Mercure», «La Plume» и «La Revue Blanche», где, например, М.Дени часто публиковал свои критические статьи.
Большим событием в жизни наби, считает автор, было появление в «Revue Encyclopédique» 1 апреля 1892 года статьи Лльбсра Орье со множеством репродукций, где художники как бы поставлены в один ряд с Гогеном, Ван Гогом и Одилоном Редоном. Как подчеркивает А.Эмбер, после этой статьи наби « осознали самих себя. Теперь они чувствовали себя более твердо. Они знали, что создали новую эстетику и она оказалась
жизнеспособной. Как и предсказывали им с улыбкой Серюзье и Казалис, они
2 э
стали пророками».
Упоминает автор и о первых выставках. В частности, в 1891 году в галерее «Le Barc de Boutteville», где М.Дени, например, показал свою знаменитую впоследствии картину « Католическое таинство» и первые иллюстрации к «Sagesse» Верлена, которые полностью были изданы только в 1910 году.
Итак, заключает Эмбер, к 1900 году художники наби постепенно приобрели известность. И в этом она ошибается. Об этом писал еще Дориваль, а позднее Монср.
Интерес представляют рассуждения Эмбер о корнях творчества наби.
«Следует отметить,- подчеркивает она,- что интеллектуальное искусство,
которое затрагивает духовную сферу жизни человека, является всегда
продуктом бурного времени, такой эпохи, когда люди поневоле подвергаются
ъо
большим катаклизмам». И приводит в пример искусство Лун Давида в эпоху Французской Революции, назарейцев в Германии, Дезидериуса Ленца, ученика Овербека, в Бсйронс и прерафаэлитов в Англии.
К слову сказать, отец Ленц был учеником не Овербека, а Корнелиуса, но это не существенно. Значительно важнее, что приведенные примеры несовместимы и являются некоторой « натяжкой».
Что же касается прерафаэлитов, то автор совершенно права: они имели огромное влияние па наби. « Не удивительно,-пишет Эмбер,- что М.Дени в
s
1893 году сделал литографию для обложки « Damoisellc Ellue» по лирической
Ъ1
поэме Россетти, положенной на музыку Дебюсси».
Однако, по ее мнению, эстетика наби была далека от эстетики прерафаэлитов, которых молодые художники считали «реалистами». Это проявлялось, например, в том, что тс стремились изображать библейские и исторические сцены с максимальной, даже археологической достоверностью, совершенно чуждой наби. Зато «...прерафаэлиты были солидарны с наби в их