аг
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Введение ..................................... I ~ 22
Глава I. Петербургский период................... 23 - 84
Глава П. Московский период................... 85 - 103
Глава Ш. Киевский период..................... Т04- 186
Заключение .................................. 187-Т95
Принятые сокращения ......................... 196-197
Примечания :
к введению ............................. 198 -205
к главе I .............................. 206 - 222
к главе П............................... 223 - 226
к главе Ш............................... 227 -247
Прилояение................................................................ 248 - 257
Список использованных
источников и литературы...................... 258 - 287
Список иллюстраций........................... 288 -306
I
ВВЕДЕНИЕ
Для Украины, также, как и для России ХУШ век начался коренным переустройством жизни на новый лад.
В эту бурную эпоху петровских начинаний, когда Россия вышла победительницей на международной арене и "вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и громе пушек”, - Украина прежде всех почувствовала благотворное действие ее международных успехов.
Прекратились татарские набеги, сброшено польское иго, разбиты шведы, жизнь начала входить в нормальную колею. Снова оживилась торговля, стали процветать ремесла и возрождаться пахотные земли. Восстанавливались разрушенные и возводились новые города, строились монументальные сооружения.
Развитие архитектуры в это время определялось новыми государственными и общественными потребностями. Особое внимание уделялось "архитектурии цивилис". Строительство новых крепостей; правительственных и общественных зданий, дворцов нового типа выдвигается на первый план, - церковное заметно сокращается. В монументальном строительстве слагались художественные приемы и композиции,связанные с новым пониманием архитектурных форм, широко вводилась ордерная система, внедрялись новые строительные приемы, конструкции и материалы.
На Украине новые градостроительные и архитектурные приемы и формы наиболее полное воплощение получили в строительстве Киева, который часто страдал в тревожные времена татарских нашествий и литовско-польских завоеваний. Не щадили его и стихийные бедствия, чума, наводнения, пожары, которые нередко опустошали город. Особенно памятными, запечатленными во всех
- 31 -
выполненная им в декабре месяце 1719 года в честь триумфального ввода в Неву взятых 30 мая 1719 года вице-адмиралом Н.А.Се-нявияым шведских галер, дает ясное представление о внешнем облике деревянных хором. Двухэтажное на кирпичном цоколе здание, поставленное покоем, завершалось высокой барочной крышей, стены его были расчленены пилястрами с коринфскими капителями, в центре высокое крыльцо оформлено декоративными башенками. (табл.2, рис.1).
Краткое описание хором оставил первый историк Петербурга А.Бог данов23.
Что же касается церкви Воскресения, построенной в 1713 году и освященной 23 ноября 1714 года, то в реестре ясно указано, что она была мазанковая, а не каменная29 или деревянная30, как сказано Ы некоторых исследователей3 *. Воскресенская церковь также изображена на вышеупомянутой гравюре А.Зубова 1719 г. и рисунке Х.Марселиуса 1725 года32 (табл.2, рис.2).
Так выглядели деревянные и мазанковые сооружения на территории усадьбы Меншикова.
Ансамбль каменных сооружений, расположенных здесь, складывался на протяжении всего ХУШ века и в его строительстве принимали участие многие архитекторы и строители. В результате коллективной их деятельности отдельные сооружения приведены в соответствие друг с другом и образуют гармоничное единство.
История строительства ансамбля до сего времени остается мало изученной. В общих трудах по истории архитектуры ему посвящается буквально несколько строк. Немного внимания уделяют ему и писатели-краеведы и историки Петербурга.
Очерки В.И.Полонского и К.Ползиковой-Рубец обобщают все известные им литературные данные о дворце и сообщают некоторые
- 32 -
ОО
ценные факты о планировке усадьбы и дворца .
Имя архитектора Шеделя - строителя дворца впервые упоминает
од
И.Э.Грабарь • Изучив ряд архивных материалов, главным образом из фондов Центрального Государственного архива древних актов, он правильно, но недостаточно полно освещает обстоятельства его работы здесь. В сборнике "Русская архитектура первой половины ХУШ века" и втором издании "Истории русского искусства" указывается имя первого строителя дворца - архитектора М.Фонтана. В связи с этим, очевидно, работа Шеделя здесь получает низкую оценку и он характеризуется как весьма посредственный мастер35 .
Исследование дворца в натуре на протяжении последних ДеСЯТИ-
Об
летий проводится под руководством архитектора А.Е.Гессена .
В задачу нашего исследования не входит детальное изучение истории строительства всего ансамбля и отдельных его сооружений, а лишь выявление степени участия мастера палатного и каменного дела - Шеделя в строительстве каменного дворца на Васильевском острове.
Если мы обратимся к истории его возведения, то заметим, что образ дворца складывался постепенно, в процессе строительства^ и формирование его проходило в три периода.
Первый период охватывает всего лишь три года (1710-1713гг.). В это время был возведен центральный ризс&итный объем дворца. Строительство начато как показывает Д.Трезини, в августе 1710 года. Однако известно, что задуман он был значительно раньше и материалы к нему заготовлялись уже давно. Еще в 1706 году 14 мая У.Сенявин писал Меншикову в Киев о том, что "к каменному строению припасы всякие готовы" . Очевидно, к этому времени был готов и его проект. * *
- Київ+380960830922