Ви є тут

Художественный металл в архитектуре Пермского Прикамья конца XVIII - начала XX века

Автор: 
Чагина Екатерина Викторовна
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
190
Артикул:
172192
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление
Введение
Глава 1. Особенности становления и развития художественной обработки черных металлов на Западном Урале в конце XVIII-начале XX века
Глава 2. Стилистическая, типологическая, функциональная, технологическая специфика художественного металла Пермского Прикамья конца XVIII — середины XIX века
2.1. Участие заводов Верхнекамья в создании архитектурного металлического декора Центральной России
2.2. Типология, место и роль художественного металла в архитектуре края
2.3. Классификация основных форм, композиционные и орнаментальные особенности, технологическая специфика архитектурно-художественного металла Западного Урала
Глава 3. Стилистическая, типологическая, функциональная, технологическая специфика художественного металла в архитектуре Пермского Прикамья второй половины XIX -начала XX века . <
3.1. Типология, место и роль художественного металла
3.2. Классификация основных форм, композиционные и орнаментальные особенности, технологическая специфика архитектурно-художественного металла
Заключение
Примечания
Библиографический список
3
Введение
Словосочетанием «художественный металл» традиционно обозначается одна из областей декоративного искусства. «Декоративное искусство — эстетическое освоение среды, окружающей человека, художественное оформление созданной человеком второй природы: зданий, сооружений, помещений, площадей, улиц, дорог. Это искусство вторгается в повседневную жизнь, создавая красоту и удобства внутри и около жилых и общественных помещений» [20, с. 178]. Декоративное искусство разделяется на монументально-декоративное (непосредственно связанное с архитектурой), декоративно-прикладное и оформительское [6, с. 159-160]. В данной работе исследуются произведения монументально-декоративного искусства.
Предметы декоративного искусства, сочетая в себе утилитарные и, эстетические свойства, являются одновременно частью бытовой и художественной культуры. В них через стиль, принципы формообразования, технику исполнения проявляется обобщенная характеристика образа жизни и мировоззрения народа и эпохи. В то же время выбор орнамента, формы, технических приемов часто связан с местными культурными ориентирами, формирующимися под влиянием обычаев, привычек, верований и непосредственно приближенными.к производственной деятельности,„к быту конкретных социальных групп в рамках определенной «малой» территории. В рамках представленной диссертационной работы исследуется художественный металл в архитектуре Пермского Прикамья, конца XVIII -начала XX века. В качестве исходного материала использовались черные металлы: чугун, сталь, железо. Художественная,обработка черных металлов была представлена двумя техниками: ковкой и литьем, с помощью которых, однако, производилось большое разнообразие изделий декоративного искусства;
44
техническому аспекту. Помимо рисования предусматривалось черчение (по 30 часов в неделю). Б 1-м классе это было геометрическое, проекционное и техническое черчение, во 2-м классе расчет и вычерчивание деталей, а. также съемка с натуры одного из станков. Кроме того, вырабатывался навык составления по эскизам рабочего чертежа. В 3 и 4-м классах ученики учились делать чертежи станков и механизмов. Кунгурское училище готовило мастеров, техников и чертежников. Специализация зависела от [успехов ученика [93, с. 66-69].
В' сети высших горнотехнических учебных заведений в России во второй половине XIX - начале XX века устойчиво удерж-си вал ась оправдавшая себя на практике система обучения будущих специалистов не только черчению, но и рисованию, а также архитектуре [32].
Родство инженерной графики с художественными дисциплинами, определившее художественно-техническую подготовку производственных кадров для горных заводов, очевидно, способствовало формированию распространенного в крае в XIX - начале XX века такого явления, когда технические специалисты выступали авторами художественных произведений из металла. Например, план на ворота Чермозской церкви в 1828 году «прожектировал» управляющий Алексей Петрович Шадрин2. „(Однако автором чугунных ворот церковной ограды в Чермозском заводе стал архитектор Николай Александрович Быдарин (1831-1868) [215 э с. 126]). Создателем проекта памятника-часовни, возведенной в 1891 году в Добрянке, являлся управляющий заводом Павел Иванович Сюзев [<36, с. 99]. Он разрабатывал и образцы железной мебели [51; 92]. Горному инженеру Петру Александровичу Вологдину принадлежит авторство отлитого из чугуна памятника - солнечных часов в Очерском заводе [41, с. 13]. Ори этом полноправный выход технических специалистов на профессиональную сцену художественной культуры стал возможен только во второй половине XIX — начале XX века, когда компиляция и стилистическое смешение стали признанными и даже ведущими методами при создании художественного
45
объекта. Необходимо отметить, что участие инженеров в архитектурном оформлении пространства и признание значимости их вклада было общей для страны тенденцией. Появление же у местных мастеров больших возможностей для проявления своего творческого потенциала способствовало формированию своеобразия художественного металла Западного Урала.
Таким образом, если на территории Восточного Урала художественный уровень изделий из черных металлов в основном определяли профессиональные художники декоративно-прикладного искусства, на территории Вятского края - профессиональные архитекторы, то в формировании художественного уровня изделий из черных металлов, выпускаемых на заводах Пермского Прикамья в XIX - начале XX века, значительную роль играли технические специалисты.
Различия в уровне развития поселений в рамках единого административного деления - Пермской губернии, причины которых формулирует Л. Е. Иофа в книге «Города Урала» [58, с. 318], отражались в их архитектурном облике. Исследователи архитектуры Урала, и в частности А. М. Раскип, отмечают, что архитектура классицизма на Горном Урале и в прилегающих к нему районах Зауралья стилистически представляется более цельной и определенной, чем в Прикамье. Эту особенность он объясняет тем, что от первых памятников и до последних, еще сохранявших признаки стиля, ведущая роль в архитектуре горного региона безраздельно принадлежала единому центру - Екатеринбургу, в котором работал на протяжении почти всего периода яркий, самобытный и наиболее плодотворный мастер -М. П. Малахов. Классицизм в восточной части Пермской губернии был представлен большим числом построек, чем- в Прикамье. Более того, в Пермском Прикамье классицистическую архитектуру являли преимущественно отдельные памятники. На Горном Урале стремление к ансамблевой застройке, особенно в центрах городов-заводов, значительно превосходивших размеры заводских поселков Пермского Прикамья,