Оглавление
Введение....................................................................3
Глава 1. Художественная ситуация начала 1930-х годов.................... 16
Глава 2. Жанр пейзажа в советской живописи 1930-1950-х годов 33
2.1 .Традиционная линия пейзажа...................................39
2.2.Формально-пластические принципы нового пейзажа................64
Глава 3. Пейзаж, как композиционная и эмоциональная составляющая в живописи 1930-1950-х годов............................................... 77
3.1 .Пейзаж в теме труда.......................................... 78
3.2.Пейзаж в теме праздника и спорта.............................. 88
3.3.Индустриальный пейзаж......................................... 98
3.4.Пейзаж в военной тематике...................................... ПО
3.5.Городской пейзаж.............................................. 114
3.6.Пейзаж в портретном жанре..................................... 125
3.7.Пейзаж в бытовом жанре....................................... 128
3.8Лейзаж в детской теме.......................................... 131
Заключение.................................................................136
Библиография.............................................................. 147
Приложение:
1.Список художников, работавших в жанре пейзажа
2.Альбом иллюстраций
Введение.
Пейзаж в отечественной живописи 1930-50-х годов
Тема пейзажа в отечественной живописи хорошо и разнообразно проработана. Прослежена его история, отмечены яркие стилистические воплощения, исследовано творчество выдающихся пейзажистов. Вместе с тем огромный материал остается еще не обработанным, не введенным в научный оборот. Здесь имеется в виду не столько фактологическое пополнение, которое невозможно осуществить, сколько научное осмысление отдельных явлений, их смысловая и идейная интерпретация. К числу таких относится пейзаж 1930-1950-х годов. В отмеченном своеобразием и своими известными приоритетами искусстве он предстает заметным явлением.
Пейзаж 1930-1950-х годов в полной мере был предопределен выдающимися достижениями своего жанра предшествующих лет, не утратил преемственности, при высоком исполнительском мастерстве обладал замечательным художествешшм качеством. В его воплощении наблюдалось многообразие творческих ходов, но, в официальной практике утвердилась классическая линия отечественного пейзажа, идущая из 19 столетия, обогащешгая исканиями художников первых десятилетий 20 века Роль пейзажа в ряду других жанров изобразительного искусства определялась широтой обращений к нему, его вездесущностью.
Не выдвигаясь в первый ряд, он стал активной составляющей изобразительного искусства тех лет. Пейзаж развивался не только в «чистом» виде, но и органично входил в панорамные сюжетные
15
рассматривается искусство художественных группировок, как поступил автор с пейзажем рубежа 19-20 века и начала 20 столетия. Им выделены такие разделы как «Союз русских художников», «Московские живописцы».
Манин анализирует материал многоаспектно, выделяя в нем характерные черты. Так пейзаж интересующего нас отрезка времени он группирует по разделах* «Традиционный пейзаж и продление импрессионизма», «Исторические судьбы романтического пейзажа», «Экспрессивный пейзаж и пейзаж города» и др. Исследуя материал в виде выделенных ярких воплощений, он вместе с тем прослеживает его эволюцию, связывая периоды точными перекличками тем и профессиональными художественными идеями. По сути, работа
В.Малина — это антология русского пейзажа, замечательная тонкими мыслями, точными характеристиками, объемным материалом.
Эти и другие, приведенные в библиографии работы, были использованы в настоящем исследовании как основополагающие труды по проблеме пейзажа. Вместе с тем, отмечая разработанность проблематики, изученность персоналий, следует сказать, что аспект настоящей работы является новым и, как представляется, актуальным, так как вводит пейзажный жанр в контекст искусства своей эпохи, отмеченной конкретными идейными задачами. Это позволяет увидеть его место в ряду других видов и жанров, отметить его непреходящее значение для искусства в целом.
Диссертация состоит из трех глав, введения и заключения. Она сопровождается приложениями. В одном из них приведены данные о малоизвестных широкому зрителю художниках, работавших в тс годы в жанре пейзажа, чье творчество стилистически укладывается в искусство рассмотренной эпохи. Во втором приложении представлены иллюстрации к тексту.
Глава первая.
Художественная ситуация начала 1936-х годов
Многообразное развитие свободных искусств 1920-х годов было волевым образом остановлено в 1932 году
Постановлением Центрального Комитета партии “О перестройке литературно-художественных организаций”. Направленное конкретно на писательскую организацию, оно определяло установку и для всех остальных творческих образований: “Объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем”. Следующим пунктом было записано: “Провести аналогичное изменение по линии других
видов искусства...” (137).
Объективно подобное решение было подготовлено самой практикой. На этот факт указывают, анализируя культурные процессы тех лет, современные исследователи: “Постановление партийной власти подвело итог периоду активной деятельности множества художественных группировок, краткому и непрочному альянсу между искусством авангарда и установившимся после Октябрьского переворота коммунистическим режимом. Оно же обозначило “единственно верный” и единственно возможный (при желании художника выжить) путь развития реалистического искусства (иное отныне просто объявлялось вне закона)”. Причем уточнялся без особых мудрствований социально-политический статус “реализма в законе” - социалистический” (2, с. 14).
- Київ+380960830922